Главная
|
Наше мнение
|
Блоги пилотов
|
Справочник Авиатора
|
Фотоальбом 2005-2009
|
Фотоальбомы
|
Видео
|
Карта Аэродрома
|
Архив новостей
Главная > Блоги пилотов > Мастерская Авиатора > "ДВС. Установка моторамы"

"ДВС. Установка моторамы"

Ответственный момент - крепление моторамы к шпангоуту . 
У  опытного авиатора  эта задача не вызывает трудностей , но ведь кто-то столкнулся с ней впервые ...

Что мы имеем для выполнения задачи ...
Первое . В любой инструкции имеется число - расстояние от первого шпангоута до упорной шайбы - той , в которую упирается воздушный винт , когда его устанавливаем на вал .

Второе . Две пересекающиеся линии , которые многие производители наносят на первый шпангоут .
На месте пересечения как правило сделано отверстие для горловины бака , и пусть вас не пугает , что разметка смещена - вертикальная линия прочерчена с отклонением от центра - данная ассиметрия вот для чего ...

  При работе двигателя воздушный винт вращается  вправо ( вид из пилотской кабины ) , создавая реактивный момент , заставляющий отклонятся аппарат от прямолинейного курса  влево .
Для компенсации этой силы ось двигателя отклонена от оси самолёта вправо на 2-5 градуса . Точное значение нередко подбирается опытным путём . И конечно , чем больше "дури" в моторе и чем больше воздушный винт , тем больше понадобится выкос .
   Если на вашем самолёте уже есть заложенный производителем выкос , не торопитесь ипровизировать - устанавливайте мотор согласно инструкции , а в процессе эксплуатации - если понадобится - добавите градусов .
   Ко всему прочему , если у вас высокоплан (самолёт с верхним расположением крыла), возможно придётся к выкосу вправо ещё прибавить отклонение мотора вниз . Многие тренеры таковой имеют . Для чего ...
Сочетание высокорасположенного крыла и двигателя , находящегося ниже оси крыла  создаёт вектор тяги , произвольно увеличивающий угол атаки ( задирание носа ) . К тому-же мощный поток воздуха от пропеллера  создаёт повышенное давление под центропланом крыла . Как итог - получается аппарат , который постоянно норовит перейти от горизонтального полёта в набор высоты . 
То-есть при ручках "в нейтрале" , ваш самолёт будет задирать "нос" вверх . Компенсируя это , вы оттримируете руль высоты "от себя" , добившись ровного полёта . Но как только сбросите газ , самолёт перейдёт в крутое снижение .
   Поэтому , для устранения этого явления на многих тренерах-высокопланах двигатель отклонён "вправо-вниз" .

  Тренеровочная техника часто построена так , чтобы начинающему пилоту было проще её собрать . В том числе и моторный отсек , где первый шпангоут уже имеет нужный выкос и вмонтированные "грибки" с резьбой . Остаётся только прикрутить мотораму .
С чего начать , если кроме двух линий на шпангоуте ничего нет , даже опыта ... Тут , как в анекдоте : "Главное - не бояться".

Размечаем отверстия для крепления мотора к м/раме .
К примеру :
Рекомендованое производителем  
расстояние от первого  шпангоута до упорной шайбы - 115мм.
Берём линейку и замеряем расстояние от шайбы до любого крепёжного отверстия в блоке двигателя . В нашем случае - дальнее от упорной шайбы . Получается - 71мм.( РИС.1)


Вычитаем : 115 минус 71 , равно 44мм.

























Отмеряем 44мм. от задней части моторамы - той , что прижимается к шпангоуту - в этом месте делаем разметку и сверлим ( РИС.2 )

( На фото кронштеин рамы с уже просверленными отверстиями .)

  Симметрично размечаем и сверлим отверстие на втором  кронштейне рамы .

Соответственно , теперь мы можем "посадить" мотор на раму , закрепив его двумя "задними" винтами . Далее , думаем не составит труда сделать разметку под переднюю пару .

Конечно понятно - прежде , чем сверлить - приложите двигатель к раме и "семь раз отмерьте" .
И ещё ... Накосячить , конечно случается , но как показала практика - лучше пусть у вас получится 117мм., чем 113 .


















 Для чего две линии на шпангоуте , или - "куда прикручивать мотораму ?"

Для простоты приведём пример на цельной раме .
На РИС.3 она лежит на бумаге с двумя линиями , имитирующими линии на шпангоуте .

 

   
 Приведём вариант с установкой рамы с мотором "цилиндром вверх".
Вертикальная линия "А" на бумаге воспроизводит ту , что на шпангоуте смещена от центра - делит раму и мотор пополам сверху-вниз .То-есть - на раме вам нужно просто сделать метки , разделяющие её пополам в вертикальной плоскости - их мы будем совмещать с верт.линией на шпангоуте . Горизонтальная линия "Б"  проходит через плоскость , на которую ставится двигатель .
 
Можно сказать и иначе - через нижнюю поверхность опорных площадок мотора - РИС.4






















Сбоку на раме сделайте метки по уровню этой поверхности и поднесите раму к шпангоуту - вам осталось только совместить метки на раме с горизонтальной и вертикальной линией .



Теперь можно через отверстия моторамы сделать разметку и просверлить четыре отверстия в шпангоуте .



















Поняв принцип установки цельной рамы , вы справитесь и с разборной .

Установка "цилиндром вбок" ничем не отличается , так как вал двигателя находится точно в пересечении этих двух линий . Просто поверните раму на 90 градусов и совместите метки с линиями .

На РИС.5 - слева - вид на шпангоут спереди , видна смещённая вправо линия "А" .
Справа - рама с двигателем , установленным под 90 гр., здесь по линии "А" выставим опорные площадки мотора , а линия "Б" должна строго делить пополам расстояние между кронштейнами "К1" и "К2" .























На РИС.6 видно - сочетание заложенного производителем выкоса + двигатель на рекомендованном производителем удалении ( "Y" ) от шпангоута + правильная установка согласно разметке на шпангоуте -  получаем смещённую вбок раму , но расположенный практически по центру вал и кок винта .

Некоторые производители облегчают задание "технарям" и вкладывают бумажный трафарет с теме-же пересекающимися линиями и с разметкой под четыре винта крепления рамы .
Cовместив "перекрестья" трафарета и шпангоута вы без труда разметите крепёжные отверстия .
Крепление рамы под углом  :
На многих трафаретах есть дополнительная разметка под 45 градусов - можете использовать её , а если вам нужен другой угол , сделайте так :
Заклеив на шпангоуте окно для горловины бака небольшим куском тонкого картона , вы карандашом продолжаете линии - выявляя место пересечения (М.П.) .
А затем прокалываете трафарет в "М.П." булавкой и прикалываете к "М.П." на шпангоуте .
Теперь , вращая трафарет вокруг булавки , вы можете разметить отверстия для крепления рамы с двигателем под нужным вам углом . Соотсветственно , сверлим только после того , как убедились , что такой установке мотора ничто не мешает .  

Надеемся , наша статья с рисунками поможет вам разобраться с этой творческой задачей ...

html clock часы для сайтов
Новости сайта : • 22.12.2020 Добавлено фото
• 14.04.2020 "ED-X".Импровизация из двух самолётов"
• 23.08.2017 "Нитро-2". ДВС и Потолочка"
• 03.11.2015 Добавление - QPCM-приёмник
• 17.03.2015 "Электровелосипед от авиатора"
• 08.10.2014 "OS MAX" из Китая".
• 29.07.2014 "Опять про посадку"...
• 09.06.14 Ремонт толкателя "ASP-FS61AR"
• 18.12.13"Посадка.Расслабились-получите"...
• 12.08.13 "ASP FS61AR"-Текущий отчёт"
• 01.07.13 "OS MAX46AX". Замена поршневой."
• 05.06.2013 "Эрзац-ремонт в ночи"
• 07.05.2013 "Evolution-61NX". Знакомимся.
• 03.04.13 Статья о "SlowPoke 40"
• 31.12.12 "Чистим от масла. Или-борьба с ожирением"
• 23.12.12 "Фан-Флай с плоским фюзеляжем. "Нитро".
• 03.12.12 Добавл.ВИДЕО "Наши краши-3"
• 24.10.12 Добавл. в "Систему стабилизации"
• 01.10.12 "Система стабилизации полёта"
• 17.08.12 "О топливном баке".
• 02.08.12 "Серво HK15158А" Мнение
• 15.06.12 "Повис на дереве"...
• 16.05.12"OS MAX46AX"Прокладка головки ещё послужит?"
• 10.03.12 Видео к 5-летию Клуба.
• 09.02.12 "ДВС.Установка моторамы.