Главная > Блоги пилотов > Мастерская Авиатора > "ДВС. Установка моторамы""ДВС. Установка моторамы"
Ответственный момент - крепление моторамы к шпангоуту . У опытного авиатора эта задача не вызывает трудностей , но ведь кто-то столкнулся с ней впервые ...
Что мы имеем для выполнения задачи ... Первое . В любой инструкции имеется число - расстояние от первого шпангоута до упорной шайбы - той , в которую упирается воздушный винт , когда его устанавливаем на вал .
Второе . Две пересекающиеся линии , которые многие производители наносят на первый шпангоут . На месте пересечения как правило сделано отверстие для горловины бака , и пусть вас не пугает , что разметка смещена - вертикальная линия прочерчена с отклонением от центра - данная ассиметрия вот для чего ...
При работе двигателя воздушный винт вращается вправо ( вид из пилотской кабины ) , создавая реактивный момент , заставляющий отклонятся аппарат от прямолинейного курса влево . Для компенсации этой силы ось двигателя отклонена от оси самолёта вправо на 2-5 градуса . Точное значение нередко подбирается опытным путём . И конечно , чем больше "дури" в моторе и чем больше воздушный винт , тем больше понадобится выкос . Если на вашем самолёте уже есть заложенный производителем выкос , не торопитесь ипровизировать - устанавливайте мотор согласно инструкции , а в процессе эксплуатации - если понадобится - добавите градусов . Ко всему прочему , если у вас высокоплан (самолёт с верхним расположением крыла), возможно придётся к выкосу вправо ещё прибавить отклонение мотора вниз . Многие тренеры таковой имеют . Для чего ... Сочетание высокорасположенного крыла и двигателя , находящегося ниже оси крыла создаёт вектор тяги , произвольно увеличивающий угол атаки ( задирание носа ) . К тому-же мощный поток воздуха от пропеллера создаёт повышенное давление под центропланом крыла . Как итог - получается аппарат , который постоянно норовит перейти от горизонтального полёта в набор высоты . То-есть при ручках "в нейтрале" , ваш самолёт будет задирать "нос" вверх . Компенсируя это , вы оттримируете руль высоты "от себя" , добившись ровного полёта . Но как только сбросите газ , самолёт перейдёт в крутое снижение . Поэтому , для устранения этого явления на многих тренерах-высокопланах двигатель отклонён "вправо-вниз" .
Тренеровочная техника часто построена так , чтобы начинающему пилоту было проще её собрать . В том числе и моторный отсек , где первый шпангоут уже имеет нужный выкос и вмонтированные "грибки" с резьбой . Остаётся только прикрутить мотораму . С чего начать , если кроме двух линий на шпангоуте ничего нет , даже опыта ... Тут , как в анекдоте : "Главное - не бояться".
Размечаем отверстия для крепления мотора к м/раме . К примеру : Рекомендованое производителем расстояние от первого шпангоута до упорной шайбы - 115мм. Берём линейку и замеряем расстояние от шайбы до любого крепёжного отверстия в блоке двигателя . В нашем случае - дальнее от упорной шайбы . Получается - 71мм.( РИС.1)
Вычитаем : 115 минус 71 , равно 44мм.
Отмеряем 44мм. от задней части моторамы - той , что прижимается к шпангоуту - в этом месте делаем разметку и сверлим ( РИС.2 )
( На фото кронштеин рамы с уже просверленными отверстиями .)
Симметрично размечаем и сверлим отверстие на втором кронштейне рамы .
Соответственно , теперь мы можем "посадить" мотор на раму , закрепив его двумя "задними" винтами . Далее , думаем не составит труда сделать разметку под переднюю пару .
Конечно понятно - прежде , чем сверлить - приложите двигатель к раме и "семь раз отмерьте" . И ещё ... Накосячить , конечно случается , но как показала практика - лучше пусть у вас получится 117мм., чем 113 .
Для чего две линии на шпангоуте , или - "куда прикручивать мотораму ?" Для простоты приведём пример на цельной раме . На РИС.3 она лежит на бумаге с двумя линиями , имитирующими линии на шпангоуте .
Приведём вариант с установкой рамы с мотором "цилиндром вверх". Вертикальная линия "А" на бумаге воспроизводит ту , что на шпангоуте смещена от центра - делит раму и мотор пополам сверху-вниз .То-есть - на раме вам нужно просто сделать метки , разделяющие её пополам в вертикальной плоскости - их мы будем совмещать с верт.линией на шпангоуте . Горизонтальная линия "Б" проходит через плоскость , на которую ставится двигатель . Можно сказать и иначе - через нижнюю поверхность опорных площадок мотора - РИС.4
Сбоку на раме сделайте метки по уровню этой поверхности и поднесите раму к шпангоуту - вам осталось только совместить метки на раме с горизонтальной и вертикальной линией .
Теперь можно через отверстия моторамы сделать разметку и просверлить четыре отверстия в шпангоуте .
Поняв принцип установки цельной рамы , вы справитесь и с разборной .
Установка "цилиндром вбок" ничем не отличается , так как вал двигателя находится точно в пересечении этих двух линий . Просто поверните раму на 90 градусов и совместите метки с линиями .
На РИС.5 - слева - вид на шпангоут спереди , видна смещённая вправо линия "А" . Справа - рама с двигателем , установленным под 90 гр., здесь по линии "А" выставим опорные площадки мотора , а линия "Б" должна строго делить пополам расстояние между кронштейнами "К1" и "К2" .
На РИС.6 видно - сочетание заложенного производителем выкоса + двигатель на рекомендованном производителем удалении ( "Y" ) от шпангоута + правильная установка согласно разметке на шпангоуте - получаем смещённую вбок раму , но расположенный практически по центру вал и кок винта .
Некоторые производители облегчают задание "технарям" и вкладывают бумажный трафарет с теме-же пересекающимися линиями и с разметкой под четыре винта крепления рамы . Cовместив "перекрестья" трафарета и шпангоута вы без труда разметите крепёжные отверстия . Крепление рамы под углом : На многих трафаретах есть дополнительная разметка под 45 градусов - можете использовать её , а если вам нужен другой угол , сделайте так : Заклеив на шпангоуте окно для горловины бака небольшим куском тонкого картона , вы карандашом продолжаете линии - выявляя место пересечения (М.П.) . А затем прокалываете трафарет в "М.П." булавкой и прикалываете к "М.П." на шпангоуте . Теперь , вращая трафарет вокруг булавки , вы можете разметить отверстия для крепления рамы с двигателем под нужным вам углом . Соотсветственно , сверлим только после того , как убедились , что такой установке мотора ничто не мешает .
Надеемся , наша статья с рисунками поможет вам разобраться с этой творческой задачей ... |