Главная
|
Наше мнение
|
Блоги пилотов
|
Справочник Авиатора
|
Фотоальбом 2005-2009
|
Фотоальбомы
|
Видео
|
Карта Аэродрома
|
Архив новостей
Главная > Блоги пилотов > Мастерская Авиатора > "Фан-Флай с плоским фюзеляжем. "Нитро".

"Фан-Флай с плоским фюзеляжем. "Нитро".

 Отступая от чертежей , или... Как получится".
 
Это не подробное описание работ по строительству самолёта с чертежами и комментариями .
Скорее , это - небольшие заметки , которые возможно окажутся полезными для авиатора , решившего построить Фан-Флай аналогичной конструции .

Этот "Фан" Веталь строил больше года . Неторопился , хотелось - делал , нехотелось -
убирал на полку . Как говорится - работал в кайф , без принуждения - просто однажды
зимой приспичило построить что-то похожее . Можно сказать - работу спровоцировал  мотор  "MDS-28" , лежавший в закромах без дела .
Чертёж быстро нашёлся в недрах интернета - симпатичный , плоскофюзеляжный "Фан-Флай" под 25-й мотор . Материал был предоставлен с ссылкой на журнал "Моделист" и назывался - "Радиоуправляемый самолёт "Acrobat 3D".
Уже позже - после построения самолёта - Виталий обнаружил на форумах очень похожий аппарат - Фан-Флай "ТАСО". Но это было позже , а пока - нехитрый чертёж и ... "иногда немножко свободного времени".

Технология построения подробно не "разжёвывалась", но общая "картинка" , габариты и даже профиль нервюр позволяли начать что-то конструировать .
   Это был первый аппарат такого рода у Виталия . Да и в клубе тоже . И вопросов типа - "Как крепить крыло , серво газа , и т.д." - было достаточно ...
Склеив несколько листов бумаги формата А4 , Веталь начертил а-ля-чертёж "один к одному" , благо размеры невелики .
    Размах крыла : 940 мм
    Длина : 880 мм
Точнее - это был не чертёж , а контур фюзеляжа  , без перемычек и прочих частей фермы .
Из деталей в ней была выделена только моторама .
Данная "грамота" , уложенная на ровную поверхность и стала стапелем для аэроплана ...

Далее - размеры фюзеляжа и хвостового оперения были сохранены , хотя и делались иногда с отступлением от "технологического листа", но некоторые детали конструкции были изменены . Без причины . Так получилось .

Моторама . По описанию она цельная - из липы (сосны) , но Виталий сотворил её наборной - внутри сосна , снаружи , с двух сторон - фанера . Правда , широкой панели из сосны небыло , ну... на сколько хватило , главное - она была в местах крепления двигателя и стоек шасси .
Где не хватило - "добил" бальзой . Клеил на влагостойкий ПВА .
   Получился "бутерброд" - 8 мм. сосна (местами бальза)  , и два слоя фанеры по 2 мм., итого - 12 мм.





К этому времени произошли изменения в выборе двигателя . Причина простая - желание "ввести в строй" 28-й "МДС" конечно было , но ... скучал без дела "OS MAX 40LA" .
Сомнения пропали , как только моторы были взвешены , можно сказать - они в одной весовой категории . Моторама быстро слегка "доработалась" под "OS" ...
Как следствие , Виталий решил сделать фюзеляж  не 8мм , как рекомендованно , а продолжить толщину м/рамы . Из 8мм-бальзы были настроганы рейки - 8х12 мм.

Крыло . В оригинале оно - трапецевидное . Не то, чтобы нашего конструктора пугали сложности , просто в глубине души была задача - самолёт , если-уж не в ремонте , так в построении должен быть проще . Как итог - крыло получило одинаковые нервюры .
Хорда коренной нервюры в оригинале была равна 275мм., а концевой - 200мм.
Новые нервюры получили хорду - 260мм. Размеры даны без элеронов .
Для изготовления нервюр Виталий использовал 3-мм потолочку , склеенную в два слоя . Полки лонжерона - на оригинале из сосны 5х5мм , здесь-же в ход пошли свежеструганные рейки из той-же 8мм бальзы - 8х15мм. Лобик - бальза 1.5мм , стенка полок лонжерона  и полки нервюр - бальза 1.5мм.
   По фото видно , что изменён шаг нервюр (увеличен) , и соответственно "отклонения" от оригинала в районе центроплана . Центральная нервюра изготовленна из плотной бальзы 5мм., и так-же появились бальзовые накладки ( 3 мм ) на концевых нервюрах .
   Центроплан . Сверху обшит бальзой 1.5 мм., снизу фанера 1мм . Крышки отсеков тоже из фанеры .














Немного о креплении крыла . Если честно - крепилось оно "самотёком" .
После того , как к м/раме были приклеены первые рейки - "периметр" фюзеляжа , требовалось определиться - где будет крыло . Согласно "документации" , мы имеем симметричный профиль , а значит хорда делит нервюру пополам . К тому-же , хорда паралелльна нижней части фюзеляжа , и расстояние от нижней рейки до места прохождения хорды нам известно .
Это расстояние Виталий обозначил меткой "1" на раме (фото ниже). А поскольку по конструкции передняя кромка крыла упирается в заднюю часть рамы , остаётся вырезать заготовку нервюры и приложить её переднюю кромку к метке "1" .
   Следует обратить внимание , что данная заготовка является не чистой нервюрой , а окончательным сечением крыла - с лобиком , полками нервюр и т.д.
Благодаря этой заготовке , первой в ферме конструкции появилась вертикальная стойка за задней кромкой и метка "2" . Как вы догадались - через эти метки проходит хорда крыла .
Следующим появился  ">"-образный  ложемент . Ну а дальше остальные перемычки с лёгкими элементами "фристайла" ...
Да... Углубление в раме напротив "единички" сделано не случайно - когда крыло было уже готово , оно не пожелало вставать на место . После удаления "излишек" с рамы крыло плотно обосновалось на своём месте .







Под ">"- ложементом следует установить две вертикальные перемычки , соединяющие его с нижней рейкой фюзеляжа , иначе при обтяжке плёнкой она прогибается .
   Конечно , потом был усилен стык фюзеляжа с рамой , а после установки крыла пустующая полость в передней части ложемента была заполнена бальзой , но... После серии грубых посадок ( об этом чуть позже ) , рама держалась только засчёт плёнки .
Поэтому , плёнку пришлось вскрыть и сделать накладки из облегчённой фанеры 2мм (какая была) , соединяющие раму и фюзеляж . Передняя часть накладок доходит до паза в раме под двигатель . Задняя - практически до лонжерона и имеет вырез по форме передней части крыла , позволяющей плотно охватывать её (переднюю часть , лобик ... ).
Клеилось это хозяйство на ПВА . Практика показала - это элемент конструкции надёжен .
На фото ниже :  видно утолщение фюзеляжа - это и есть накладки . 







Опа!!!   Уже примеряя рамку под хвостовые серво , Виталий вспомнил про 5-милиметровую углепластиковую трубку , которая должна делать фюзеляж более устойчивым к боковым нагрузкам . Лёгких путей не ищем , потому дальше всё происходило так ...
   Торец трубки , с помощью треугольного надфиля был превращён в породию фрезы . Затем , в задней стойке киля (не путать с рулём направления)  традиционным способом - сверлом - было просверлено отверстие  , ну а потом , от перемычки к перемычке перегородки "бурились" трубкой вручную . Так и дошёл до моторамы . Не очень весёлое бурение было при прохождении диагональных реек , и как финал - самодельная фреза упёрлась в сосну рамы .
Углепластик ...  очень долго бурит сосну . Как он пробурил её , Веталь вспоминать не хочет . А может и правда не помнит . Лучше делать это раньше .
   Данный этап работ происходил при плотно лежащем фюзеляже на ровной поверхности .
Перед вклейкой следует убедиться , что фюзеляж и трубка не напрягают друг друга .
   Если при создании фермы использовались то ПВА , то циакрин  - здесь пошёл в ход "Титан".

Соединения ... Они самые примитивные . Уже перед обтяжкой все "Т" и "Г"-образные стыки бальзовых реек были усилены зубочистками на ПВА .
Рулевые поверхности ... Сначала был прорисован контур на бумаге (так-же как и фюзеляж) , затем на ней клеился "периметр" из реек . И наконец - внутренние детали .






Сервоприводы ... Они проблем не вызывают , за исключением машинки газа . Она никуда не хотела вписываться . В итоге , Веталь пристроил её по принципу - чем проще , тем лучше - на м/раму . Правда пришлось помудрить и в итоге малость доработать , но окончательный вариант таков .
Крепление осуществляется уже не двумя , а одним хомутом , и серво не жёстко упирается в дерево рамы , а приклеена на два слоя двухстороннего скотча . Он и держит неплохо , и смягчает вибрацию . Хомут затянут слегка , не до  одурения . Пришлось немного повозиться с настройкой и установкой тяги газа , но это мелочи - хорошо отвлекает от суеты и бытовых заморочек .

На фото внизу : самолёт ещё до переделки . Бак без поролона и мотор не перенесён назад . Отсутствуют накладки , соединяющие раму и фюзеляж .







На следующем фото : вид на серво газа снизу - уже после небольшой доработки . Один хомут , плюс двухсторонний скотч . На предыдущем снимке видно S-образную тягу газа , вставленную в качалку машинки .
На фото ниже - видна та-же тяга на заслонке карбюратора . Присмотревшись , можно увидеть тонкую медную проволоку в месте крепления тяги - это одна из тех "соплей" , за которую авиатору  бывает стыдно . Выглядит несерьёзно , но работает исправно , её задача - убрать свободный ход . То-есть , чтобы тяга в отверстии не болталась и соответственно - реакция на работу газом была точнее ... 
















Фото ниже : Первый вариант . Двигатель стоит на штатном месте . По сути - "40-я LA-шка" установленна на место "25-ой".
Элероны пока без изменений .













 О выборе двигателя , центровке , баке и т.д....

Первые полёты с "OS MAX-40LA" показали , что у самолёта слишком передняя центровка . Взлёт и полёт на средней скорости и выше - не напрягают . Но стоит снизить её , как начинается веселуха . Фан ныряет вниз и чтобы его вернуть к нормальному полёту , нужно дать газу , но если высоты мало - газ не спасёт .
Бодрит и посадка . Она удаётся только на хорошем газу , иначе самолёт безнадёжно клюёт носом . Эта первая причина не очень мягких посадок . Для решения проблемы  на хвост стали навешиваться грузы , когда их вес дошёл до 25 гр., аппарат стал более спокойным на посадке , можно сказать - управляемым , но летать с таким  прицепом не совсем правильно .  К тому-же увеличение веса хвоста , при том , что он плоский - не в пользу его прочности при боковых нагрузках .
   Итак , если на самолёт установить тот-же 25-й "OS" , который почти на сто грамм легче 28-го МДСа и "OS MAX-40LA" , мы вряд-ли получим перевес носа и последующие проблемы с центровкой . Но 25-го у нас нет . А хоть-бы и был ...
Думается , всё-равно Веталь установил-бы "сороковой" , иначе...а как-же трудности , интрига .
Итак , получив трудности , начинаем бороться с ними . И - соответственно - развивать интригу . 

Мотор был смещён на два сантиметра  ближе к крылу , для чего пришлось укоротить раму (нос) и просверлить доп. отверстия . На фото ниже видно - заднее отверстие крепления мотора  стало передним .
(Стойки шасси ещё имеют старое крепление) .
  








 

Вернёмся немного назад - к первым полётам .
    Мотор глох  выработав около полубака , причина - жёсткое крепление бака . Он крепился хомутами через полоски пористой резины - так казалось как-то эстетичнее . Но горючку это не устраивало - она пенилась , словно пиво . Самолёт , с ещё не пойманной центровкой и притихшем двигателем смотрит на команды пилота свысока ... Это вторая причина немягких посадок .
При глобальной доработке резина была удалена , а вместо неё встал поролон . Пластиковые хомуты теперь затянуты несильно - создаётся впечатление , что бак может вывалиться , но углубления в баке не позволяют ему этого сделать .
Стоит иметь ввиду , что поролон со временем сжимается , но подтягивать хомуты не нужно , правильнее  вставить новый кусок поролона .
На фото вверху  виден уровень топлива - это остаток после штатной  посадки . Мотор не глохнет теперь из-за вспенивания топлива , и оно  выжегается практически до нуля .



И  наконец - были уменьшины элероны ( фото внизу ). Теперь внутрення часть их была шириной 90мм , а внешняя - 45мм . Против преждних 100х75.
После этих - произносить стыдно - внедрений , надобность в грузах пропала .






Шасси... По описанию они изготавливаются  из стальной проволоки диаметром 2мм . Тут сразу вспомнились первые полёты   "Air Tractora"  , точнее - посадки . На тренере из потолочки , весом чуть более 600 гр. шасси тоже были 2-миллиметровые , и даже при вполне сносных посадках они разъезжались , подставляя под удар пропеллер .
Фан-Флай получил стойки диаметром 5 мм ., напоминающие верхней частью букву "Г" - короткая горизонтальная часть этой "буквы" вставляется в отверстие в мотораме . Их в раме две - одна над другой , именно в этой части между фанерными накладками должна быть сосна , а не бальза . И как показала практика - лучше даже в этом месте в "бутерброд" внедрить бук , или хотя-бы фанеру .
В первом варианте каждая стойка крепилась к фюзеляжу  накладкой - вырезанной из пластиковой канистры от топлива -  и саморезами . Накладки , при такой конструкции шасси быстро вытягивались и чтобы стойки не болтались , приходилось вырезать новые , либо подкладывать подкладки . Всё это отнимало хоть и немного времени , но не очень радовало .
   В новом варианте  ( фото внизу ) стойки укоротились (небольшое , но облегчение) и  крепятся тремя небольшими , пластиковыми хомутами - стяжками через отверстия в фюзеляже . Даже при прослаблении , их не нужно сразу менять - достаточно подтянуть - если , конечно , вы при отрезании излишка не рубанули хомут под корень .
Назвать такую конструкцию жёсткой и монолитной нельзя - посадки тоже вытягивают стяжки , но работать с ними удобнее . И в тоже время при грубых посадках стяжки лопаются , спасая самолёт от более серьёзных повреждений .



Что-же в итоге получилось ... Новый Фан-Флай  Виталий назвал "Нитро" . Вес аппарата с "OS MAX-40LA" составил 1450 гр. Этот "кувыркучий"  ( в хорошем смысле ) герой нашей статьи , оказался душевным самолётом . Послушным и приятным в пилотировании .
Можно-ли назвать его простым в построении ... Как-то Веталь не задумывался , да и ни к чему . Ведь он ни разу не пожалел , что затеял  строить этот Фан-Флай . Не во время творческого процесса  , не во время полётов .

.

html clock часы для сайтов
Новости сайта : • 22.12.2020 Добавлено фото
• 14.04.2020 "ED-X".Импровизация из двух самолётов"
• 23.08.2017 "Нитро-2". ДВС и Потолочка"
• 03.11.2015 Добавление - QPCM-приёмник
• 17.03.2015 "Электровелосипед от авиатора"
• 08.10.2014 "OS MAX" из Китая".
• 29.07.2014 "Опять про посадку"...
• 09.06.14 Ремонт толкателя "ASP-FS61AR"
• 18.12.13"Посадка.Расслабились-получите"...
• 12.08.13 "ASP FS61AR"-Текущий отчёт"
• 01.07.13 "OS MAX46AX". Замена поршневой."
• 05.06.2013 "Эрзац-ремонт в ночи"
• 07.05.2013 "Evolution-61NX". Знакомимся.
• 03.04.13 Статья о "SlowPoke 40"
• 31.12.12 "Чистим от масла. Или-борьба с ожирением"
• 23.12.12 "Фан-Флай с плоским фюзеляжем. "Нитро".
• 03.12.12 Добавл.ВИДЕО "Наши краши-3"
• 24.10.12 Добавл. в "Систему стабилизации"
• 01.10.12 "Система стабилизации полёта"
• 17.08.12 "О топливном баке".
• 02.08.12 "Серво HK15158А" Мнение
• 15.06.12 "Повис на дереве"...
• 16.05.12"OS MAX46AX"Прокладка головки ещё послужит?"
• 10.03.12 Видео к 5-летию Клуба.
• 09.02.12 "ДВС.Установка моторамы.