Главная > Блоги пилотов > Мастерская Авиатора > "Сборка самолётов от "Gold Wing Aerobatics""Сборка самолётов от "Gold Wing Aerobatics"
Отнюдь не из-за проблем со сборкой родилась данная статья , скорее - из-за инструкций , которыми укомплектованны данные наборы , напечатанные по принципу - "Она есть , а содержание неважно"... Отпечатанная на погибшем ксероксе , она пытается объяснить , как собирается"Су-26" , намекая на то , что в варианте "М-Икса" всё то-же самое . И для "Як-55" тоже . Тёмные , размазанные прямоугольники , т.е. фотографии , не всегда желают помогать . Отсутствие описания некоторых операций и местами нарушеная их последовательность дают понять о несерьёзности данного "произведения" .
К примеру : В описании сборки стабилизатора и руля высоты даже не упоминается про "П"-образную скобу , соединяющую половинки руля . Фотографии говорят : Просто вклеиваете стабилизатор в фюзеляж , навешиваете на циакрин рули , а потом ... совершенно непонятно как и когда эта скоба оказалась на своём месте .
На фото справа : Инструкция к "М-Иксу" , страница рассказывающая , как подготовить стабилизатор к вклейке и куда навешивать руль высоты . Дальше узел уже в сборе , но на следующей странице - в правом нижнем углу - руля высоты снова нет . Больше о хвостовом оперении нигде не упоминается ...
Небольшое лирическое отступление ... ... Каждый раз , купив красивую коробку с новым самолётом , мы торжественно открываем её дома , рассматриваем детали , прикладываем их друг к другу и представляем - какой он будет . Потом открываем инструкцию - и там вроде ничего нового , но так приятно ... Мы таскаем её на работу и втихоря изучаем , фантазируем , предвкушаем . В нашем случае ... инструкция не доставит таких приятных моментов . А начинающему ( 3D-пилотажнику ) придётся до многого "допетривать" самому . О некоторых моментах - упомянутых в инструкции и позабытых - мы расскажем в этой статье , которая , возможно поможет насладиться сборкой самолётов от "Gold Wing Aerobatics". Да простят производители - как говорится "докопаться" всегда есть до чего , ну или почти всегда . Итак , подключаем логику , не забываем про "семь раз отмерь..." и приступаем .
Упаковка продуманна , всё уложено бережно с вставками и прокладками , чтобы избежать повреждений при хранении и транспортировке . Первый осмотр показал , что придётся чуть поработать утюгом . Но это естевственно - плёнка имеет свойство со временем прослабляться . Кстати , плёнка здесь хорошего качества и если подобрать правильную температуру , работать с ней - одно удовольствие . Одно "но" - плёнка используемая для рисунка немного тоньше и более чувствительна к температуре - "убавьте градус" и не задерживайте на ней утюг .
Вклеиваем в элероны "кабанчики" . Нельзя сказать , что эта операция вводит в стопор , но всё-таки опишем последовательность , хотя-бы потому , что в инструкции о ней не слова ... Положите консоль нижней частью вверх , и приложите элерон на своё место. По "окну" для машинки вы сориентируетесь - где будет идти тяга от качалки , эта операция поможет вам найти на элероне паз для "кабанчика". Он сквозной , и если элерон в этом месте обтянут не чёрной плёнкой , паз легко обнаружить при помощи источника света - он просвечивается . Если вам повезло и плёнка чёрная , берём спичку и её чистой стороной "сканируем" предполагаемую местность . Нашли. Кладём элерон на ровную поверхность (нижней частью вверх) , надрезаем плёнку в районе паза с нижней стороны элерона . Вставляем "кабанчик" до упора - своей ровной частью он должен упереться в стол , а затем - на микроны вытащим его , чтобы он не "напрягал" плёнку с обратной стороны . Далее готовим второй элерон . Потренеровались , вытаскиваем "кабанчики" , разводим эпоксидку , промазываем паз и вклеиваем их на место . Внимание ! Для надёжности в районе склеивания кабанчику желательно придать "матовость" мелкой наждачкой .
Прежде , чем проделывать такие-же действия с рулём высоты ... Первое . Положите две плоскости руля на ровную поверхность и вставьте "П"-образную скобу , соединяющую половины руля , в установочные отверстия . Если вы увидите "винт" (плоскости лежат неровно и как-бы пружинят) , исправьте его сразу подгибая скобу пассатижами . Конечно , калёный металл поддаётся нелегко , но гнуть скобу на самолёте ещё сложнее ... Второе . Решите - какие сервоприводы вы будете для него использовать . Дело вот в чём ... Через проём для стабилизатора , изнутри вы увидете окна для машинок с двух сторон фюзеляжа . Они рассчитаны под размер "мини" - возможно производитель подразумевал установку по машинке на каждую плоскость руля , а может просто - предоставил вам выбор - где хотите , там и ставьте . В описании , серво руля высоты находится "по ходу , справа" и она - "стандарт" .
На фото : Серво руля высоты на "Як-55".
Если у вас тоже машинка "стандарт" , разрезаете "иксом" плёнку в районе окна и слегка отдираете её от обшивки , чтобы была возможность увеличить окно , а затем приклеить плёнку загнув её внутрь фюзеляжа . Через паз стабилизатора , вы увидите в какую сторону нужно расширять окно - там лазерная "насечка" . Поднесите снаружи свою машинку , обведите карандашом и засверлите углы небольшим (1,5-2мм.) сверлом , а уже после этого работайте модельным ножом . Теперь , когда вы определились - где будет серво руля высоты , несложно вычислить паз под "кабанчик" - он сделан на обоих плоскостях . Соответственно , опредилившись - какой из них правый и где у него "низ" , приступаем к работе . Всё так-же , как и с элеронами ...
Стабилизатор ... Тут - как повезёт . На "Сушке" , "Яке" и "SBACHe" он "встал" в паз относительно ровно , небольшие зазоры конечно имелись , но на "МХ" они в некоторых местах доходили до 2-х мм. На фото : Вклеенный стабилизатор "МХ-2". Подготовив спички , зубочистки и т.д., тренеруемся в правильной установке , для чего установите на место крылья - отсутствие на данном этапе элеронов облегчит вам эту задачу - неподвижные законцовки консолей помогут вам точнее выставить стабилизатор в двух плоскостях . Теперь , когда вы представляете - где и что подложить для выравнивания , можно клеить . Не забудьте сначала вставить"П"-образную скобу , соединяющую половинки руля в паз в фюзеляже - после вклеивания стабилизатора "пропихнуть" её через фюзеляж будет проблематично , мягко говоря . Неследует в данном случае пользоваться 10-ти минутной эпоксидкой - через пару минут она начнёт густеть , а этого времени недостаточно , чтобы выставить оперение ровно в двух плоскостях . После высыхания , можно заполнить "пробелы" в соединении бальзовыми клиньями , пропитанными клеем .
Отдельно хочется рассказать о самолёте "SBACH 342" - в нашем клубе он появился вслед за "МХ-2" - технология сборки аналогична с вышеназванными аппаратами , за исключением одного момента . Плоскости руля высоты не имели связывающей скобы и отверстий для неё . Зато фюзеляж в районе задней кромки стабилизатора имел неслабое окно в виде сектора , и его наличие заставило нас перетряхнуть все пакетики с комплектующими деталями в поисках "чего-то" , но этого "чего-то" обнаружить не удалось . Напрашивался вариант с приводом каждого руля своей машинкой - окна для них сделаны симметрично , на одном уровне - даже имеется две одинаковые тяги , вот только второго "кабанчика" в наборе не оказалось . И шарнира , для крепления тяги к качалке тоже . Продавцы помочь не смогли , но всё-таки обмолвились : "Скобу надо делать" . Что касается инструкции , то мрачный набор бумаги формата "А4" немногословно рассказывал о сборке "ЯКа" с одной стандартной машинкой на руль высоты ... Нельзя сказать , что мы были очень заморочены этой темой и связать рули скобой решили ещё в начале сборки , но всё-таки интересно - зачем это "окно" в фюзеляже . На фото : Такое окно на "SBACH-342" возможно сделано для связки плоскостей руля высоты , но инструкция оказалась бессильна . Да и комплектация самолёта , в итоге , навела нас на изготовление самодельной скобы .
Руль направления ... Находим "кабанчик" - для руля направления он симметричный , как коромысло , поэтому паз будет сквозной , т.е. плёнку надрезаем с двух сторон руля . Так как руль направления приводится в движение двумя тросиками , натянутыми в виде буквы"Х" , то очень важно , чтобы после вклеивания в руль , "коромысло" имело одинаковые рычаги с двух сторон . Иначе при работе один из тросов будет прослабляться , а это недопустимо . Хвостовое колесо ...Как и во многих самолётах , главное правильно соблюсти последовательность : - замерить , в каком месте загибать стойку ; - надеть опорный "бочонок" ; - надеть площадку , которая после вклейки руля направления , будет крепиться к фюзеляжу . - загнуть стойку в отмеченом месте под 90 гр. Внимание! Если перепутаете очерёдность и загнёте стойку ... Прежде , чем разговаривать - оглянитесь - вдруг рядом дети и женщины !
На фото уже собранная "конструкция" . Клей - эпоксидка .
Мягкие петли... Сразу обратите внимание на прорези в торцах рулей и плоскостей . На всех аппаратах пришлось местами прорезать новые , т.к. родные пазы были сделаны с отклонением , что не позволяло выставить элерон или руль ровно . На "Су-26" пришлось выковыривать вклеенный руль направления , иначе выставив его ровно по верхней части , мы получали нескромное отклонение нижней... На фото видно - руль смещён влево относительно киля .
Вклейка петель , хоть и описана в инструкции , но мы повторим этот момент - петли всталяем сначала в рули , в передней кромке - похожую на "конёк" крыши - имеются прорези , и в некоторых случаях эти прорези сделаны с явным отклонением , достигающим 1-2 мм. Не поленитесь , прорежьте новые . Каждая петля должна находиться строго на "коньке" .
Затем "проливаем" их циакрином . После высыхания аккуратно навешиваем рули на место , как правило , собранная конструкция сразу покажет - ровно они установленны , или нет . Если есть отклонения , значит следует перенести какие-то прорези в задней кромке крыла и оперения . Часто "неправильные" , смещённые прорези видно на глаз . Если положение рулей вас устраивает , установите руль (элерон) на место , отклоните его на 40-45 градусов - при этом зазор между рулём и задней кромкой плоскости может увеличиться до 1-1,5мм., это не страшно , главное , чтобы он был ровным . Собственно , можно обойтись и без зазора , только тогда угол отклонения руля будет меньше . Напомним , такие углы необходимы только для экстримального 3-D пилотажа . Следя за ровностью зазора , "проливаем" жидким циакрином петли в плоскостях , для чего установите самолёт (крылья) в положение , помогающее клею стекать по петле в прорезь .
Стабилизатор приклеен . Навешиваем плоскости руля высоты - петли в них уже вклеены . Соберите оперение "насухую" и убедитесь , что всё ровно и "винта" руля не наблюдается . Даже если он окажется , у вас ещё имеется возможность исправить этот косяк при помощи пары пассатиж .
На фото : Примерка . Одна половинка уже на месте . Навешиваем вторую часть . Петли , вклеенные в рули плотно входят в пазы стабилизатора , а скоба делает обе половины единым "механизмом" . Проверяем отсутствие "винта" , ориентируйтесь не по законцовкам и аэродинамическим компенсаторам а по задней кромке руля - она должна быть в одной плоскости .
В наших случаях , практически на всех самолётах - выставляя ровно законцовки (аэродинамические компенсаторы) по передней кромке стабилизатора без соединительной скобы , мы получали "винт" - т.е. части руля ближе к килю имели расхождение по высоте до 5 мм. Важно , чтобы в одной плоскости была рабочая часть рулей , сказать проще - задняя кромка ."Винт" компенсаторов неприятен , но в меньшей степени . Вообщем , причинами заморочек при сборке хвостового оперения являются - изготовленная нессиметрично передняя кромка компенсатора , невсегда отцентрованные прорези для петель и кривая скоба , или отверстия под неё ... Обратите на это внимание до того , как начнёте клеить . После проверки оперения "на сухую", можно доставать смолу . Тут желательна "быстрая" эпоксидка . Промазав скобу и отверстия под неё в рулях , монтируем половинки на стабилизатор , следя за зазорами и расстояниями . Петли к оперению пока не клеим . Для надёжности - поставьте самолёт ровно , без крена и подставьте под задние кромки половинок руля одинаковые по высоте предметы - можно стаканы - не обязательно чтобы он был в нейтрале , можно чуть вверх , или вниз . Важно , чтобы половинки "сохли" в одной плоскости . Оставьте конструкцию в покое на час . Не каждая "тридцатиминутка" сохнет полчаса , лучше перестрахуйтесь , всё-таки это руль высоты ... После высыхания скобы можно пролить петли . Напомним - понятие "пролить" относительно , скорее - "прокапать" .
Внимание ! Вставляя рули ( и элероны ) на место , следите за петлями - наверняка найдётся хоть одна "вредная" и проскочит мимо паза ! Будучи уверенным в том , что все петли на месте , вы прольёте их клеем с одной стороны , а когда перевернёте крыло , чтобы проклеить с другой - увидите её , родимую . Во время исправления этого "залёта" ни о какой культуре речи вы думать точно не будете ...
Топливный бак ... Установить его на "МХ-2" не так просто . О каком поролоне ( 6 мм. ) говорится в инструкции , понять трудно . В классическом своём положении - когда горловина бачка смещена вверх , и плотно входит в отверстие в шпангоуте - он с трудом и треском протискивается на своё место , упираясь верхней и нижней частями в дерево самолёта . Если-же его положить на бок , мы выиграем около 2 мм по высоте , но получаем смещённую в бок горловину , которая "даже близко" не попадает в шпангоут .
На фото : "МХ-2" , установлен "родной" бак . Чтобы его "снять-поставить" необходимо вытащить серво "газа" , и приготовиться к хрусту дерева , к тому-же при любых комбинациях тяга "газа" ненавязчиво трётся о пластик бака . Всего через 6-7 полётов она протёрла желобок . Впоследствии был установлен бак немного меньшего размера . С точки зрения монтажа бака и доступа к нему у других самолётов более выгодное положение .
Монтаж тросиков руля направления трудностей не вызывает , но терпение ваше испытает ... А именно ... Вставляя тросик в обжимную трубку , немного "залипаешь" , совершенно не понимая , как можно просунуть в неё этот-же трос второй раз , чтобы потом обжать . Поможет пара пассатиж , лучше - маленьких . Когда конструкция уже собрана : "трубка-втулка наконечника и ... осталось только пропихнуть тросик обратно в трубку" - захватите (только нежно) одними пасстижами трубку , а другими тросик , но только в 2-х мм от кончика .
Если оставите больше - есть риск смять его . Вставив , извините "кончик" в трубку , смещаем пассатижи на 1.5-2 мм. назад и проталкиваем дальше . Так по одному-два миллиметра "впихиваем невпихуемое" ... Опрессовывать трубки лучше в последний момент , когда вы всё проверили семь раз и убедились , что всё сделали верно . Помните , что во втулках у вас должен оставаться запас резьбы для регулировок в обоих направлениях .
Позвольте показать , что рассказывает о сборке этого узла инструкция . Тут ясно описана технология сборки и ошибиться "очень трудно" . Технику очень "помогут" надписи "винт , гайка " в левой стороне . Правда , если у вас только МАИ , хоть и с отличием - без опытного наставника не стоит затевать сборку ...
Что касается аккумулятора , то в отличие от "Яка" "Сушки" , где он крепится в отсеке для бортового оборудования и не требует подключения фантазии для определения своего "места жительства" , на "М-Иксе" его пришлось крепить совсем спереди - сбоку фанерной коробки моторамы . Иначе , даже с установленным "JBA-52" , который весит под "полкило" , центровка получается задняя относительно рекомендованной .
О выкосе двигателя ... Он изначально есть , но мы всё-равно его немного увеличили , подложив 2-х миллиметровую фанерку под одну из сторон моторамы . Без этой , пардон , доработки , самолёты летали с эффектом скольжения . Даже уходя в вертикальную свечку , приходилось подруливать вправо рулём направления . Но самым неприятным было отклонение от ВПП при заходе на посадку , точнее - если перед касанием пришлось подработать "газком" .
О принципе крепления моторамы можете прочитать в статье "ДВС. Крепление моторамы" .
Крепить шасси металлическими винтами - идущими в комплекте - не совсем практично . Цена за лёгкость конструкции самолёта - ажурность и нежность . Этот "дуэт" на дух не переносит даже незначительных неровностей . На фото : вырванная площадка шасси "М-Икса" . Самолёт приземлился с заглохшим "JBA" на грунтовую дорогу , посадка была более чем нежная , но малейшие неровности ненадолго вывели его из строя .
Собирая узел обратно , пришлось усилить сопрягающиеся с площадкой шпангоуты , а саму площадку "связать" с ними дополнительными вставками . Такие изменения притерпели все самолёты , о которых упоминается в этой статье , и как итог - стойка шасси крепится к площадке двумя обычными саморезами . Тут рекомендация одна : саморезы вкручивайте не "после шила" , а предварительно просверлив отверстие - т.е., они должны быть как-бы прослабленными . В меру конечно .
Крепление капота ... На всех аппаратах оно осуществляется посредством четырёх саморезов диам.2мм. Вкручиваются они в "бутерброд" бальза-фанера , общая толщина которого составляет около 4мм. В течении короткого времени все капоты начинали после запуска двигателя "плавать" , а если точнее -"ходить ходуном" .
"Вылечилось" это просто . Изнутри фюзеляжа в районе отверстий приклеивались пластины из плотной бальзы , толщиной 5-6мм. Будет не лишним - приклеить на пластины дополнительные накладки , к примеру - из 1мм.фанеры , только её волокна расположить поперёк волокон бальзы . Как вы уже догадались - для предотвращения растрескивания и более плотной фиксации саморезов . Саморезы заменены на 3х-миллиметровые . На "М-Иксе" добавлена ещё одна точка крепления - в верхней части , для чего к шпангоуту была приклеена "бобышка" в виде бутерброда "бальза-фанера". Кстати , на фото виден аккумулятор , установленный на коробке моторамы .
В заключение скажем - сборка самолётов от "Gold Wing Aerobatics" по настоящему доставляет удовольствие . Всевозможные "ляпы" случаются у разных производителей , "G.W.A." оказался не исключением , но они вряд-ли раздражают . Скорее - закаляют . Хотя нашему , отечественному потребителю источников для закаливания и так хватает . Наверное ... Если самолёт "так себе" , а у него красивая , грамотная инструкция - вряд-ли он покорит сердца многих авиаторов . А если аппарат замечатальный , а инструкция "никакая" - это ему не помешает стать популярным . Но разве так трудно и дорого комплектовать достойные самолёты достойными инструкциями . Думается - наши авиаторы этого заслуживают , не так-ли ...
|
Новости сайта :
• 22.12.2020 Добавлено фото • 14.04.2020 "ED-X".Импровизация из двух самолётов" • 23.08.2017 "Нитро-2". ДВС и Потолочка" • 03.11.2015 Добавление - QPCM-приёмник • 17.03.2015 "Электровелосипед от авиатора" • 08.10.2014 "OS MAX" из Китая". • 29.07.2014 "Опять про посадку"... • 09.06.14 Ремонт толкателя "ASP-FS61AR" • 18.12.13"Посадка.Расслабились-получите"... • 12.08.13 "ASP FS61AR"-Текущий отчёт" • 01.07.13 "OS MAX46AX". Замена поршневой." • 05.06.2013 "Эрзац-ремонт в ночи" • 07.05.2013 "Evolution-61NX". Знакомимся. • 03.04.13 Статья о "SlowPoke 40" • 31.12.12 "Чистим от масла. Или-борьба с ожирением" • 23.12.12 "Фан-Флай с плоским фюзеляжем. "Нитро". • 03.12.12 Добавл.ВИДЕО "Наши краши-3" • 24.10.12 Добавл. в "Систему стабилизации" • 01.10.12 "Система стабилизации полёта" • 17.08.12 "О топливном баке". • 02.08.12 "Серво HK15158А" Мнение • 15.06.12 "Повис на дереве"... • 16.05.12"OS MAX46AX"Прокладка головки ещё послужит?" • 10.03.12 Видео к 5-летию Клуба. • 09.02.12 "ДВС.Установка моторамы.
|