Главная > Справочник Авиатора > "Э-Ю-Я""Э-Ю-Я" "Экспонента" - дополнительная функция на многих передатчиках , призванная изменять реакцию рулей на ручки управления . Постараемся объяснить без формул и графиков ... Сразу отметим , что экспонента бывает положительная и отрицательная , и применяется к основным рулевым поверхностям - рулю высоты , элеронам (элевонам) , рулю направления . Пример: экспонента не установлена - ручка отклоняется и слушаясь её , руль отклоняется пропорционально . Вы отклоняете ручку из положения "0" на 30% , и руль отклоняется на 30% от установленных настроек , на 50 - и руль на 50 , т.е., передвигая ручку , вы как-бы приводите руль в движение рукой при помощи тяги - напрямую . Установим положительную экспоненту - при отклонении ручки , в начальной стадии руль будет реагировать вяло , вплоть до того , что ручка уже отклонена наполовину , а руль всего на 10-15 процентов . Но ближе к максимальному отклонению ручки - руль , как-бы "выстреливает" , словно его держал какой-то "тормоз" , а потом отпустил ... С экспонентой отрицательной всё наоборот - руль сразу реагирует на минимальное отклонение ручки , т.е. - ручка отклонена на 15 процентов , а руль - к примеру - уже на 30-40 процентов ( не путать с градусами ) . Получается - руль очень активен при малых отклонениях органов управления , и чем больше вы отклоняете ручку , тем более вяло он отклоняется . Ко всему , вы можете настраивать экспоненту - насколько она должна быть резкая , или наоборот - вялая .
"Элевон" - подвижная поверхность , расположенная вдоль задней кромки крыла самолёта и выполняющая функции руля высоты и элерона . Зачастую элевоны служат единственными рулевыми поверхностями на ЛА , типа "бесхвостка" и "летающее крыло" .
"Элероны" - см. "руль крена" .
"Эрзатц-топливо" - от немецкого "Ersatz" (Замена) . То-есть топливо , произведённое в домашних (гаражных) условиях по причинам : 1 - дефицита его , либо невозможности приобрести рядом с местом жительства . 2 - из-за желания съэкономить свои финансы и "забадяжить" горючку из того , что есть - ведь имеющиеся компоненты "почти такие-же" , как и рекомендуемые ... Тут небольшие дополнения ... Опытный авиатор , любящий свои моторы , может сделать топливо в домашних условиях не хуже фирменного , и двигатель при работе будет получать все необходимые "витамины" и дышать полной грудью . Компоненты для такого топлива приобретаются только проверенные , а сам "замес" похож на ритуал Тибетских монахов . Вообщем ... это не "эрзатц-топливо" . Настоящее "Ersatz-топливо" представляет из себя техническую жидкость , которая позволяет мотору запускаться и даже "работать" . Вот только двигатель с таким "кормлением" вряд-ли будет отвечать заявленным характеристикам , и что самое неприятное - часто ресурс такого мотора невелик . По сути , среди моделистов данное словосочетание является нарицательным и зачастую означает - "самопальная горючка сомнительного качества" . |