Главная > Справочник Авиатора > "Ц-Ч-Ш-Щ""Ц-Ч-Ш-Щ" "Центр тяжести ЛА" - один из самых важных моментов в авиамоделизме , который стоит учитывать при постройке и настройке авиамодели . "ЦТ" - точка приложения силы земного притяжения . Самолёт , установленный на опору в этой точке находится в равновесии - вес передней части относительно ЦТ , равен весу задней . То-же касается левой и правой частей . В авиамоделизме ЦТ часто обозначается расстоянием от передней кромки крыла ( либо от передней кромки корневой нервюры , если крыло имеет стреловидность ) . Простая проверка центровки модели выглядит так : Пример : Крыло прямоугольное , ЦТ согласно инструкции находится в 80мм от передней кромки . Проводим линию параллельно передней кромке на расстоянии 80мм. Можно виртуальную , главное - чтобы вы не сомневались в её точности . Далее двумя руками (можно под крылья) приподнимаем модель - точки опоры расположены на этой линии и они - минимальные , т.е. - ваши пальцы . Идеальная центровка - когда при таком "подвешивании" продольная ось самолёта параллельна горизонтальной поверхности , но на практике : всё-таки лучше , если нос модели будет смотреть немного вниз . Особенно , если аппарат вам совсем незнаком и вы не знаете - чего от него ожидать при первом полёте . В этом случае лучше 20 градусов "нос вниз" , чем 5 градусов "вниз хвост"... То-есть , лучше передняя центровка , чем даже небольшая задняя . Конечно , проверять ЦТ необходимо при полностью собранном и укомплектованном самолёте , но с небольшой разницей : - на электролётах ЦТ проверяется на полностью готовом к вылету самолёте , в том числе с установленным аккумулятором . - на ДВСах ( т.к. бак расположен в передней части ) проверку желательно проводить с пустым топливным баком , иначе признав цетровку "вроде в пределах нормы" на заправленном самолёте , вы будете "удивлены" его плохой управляемости по истечении 10 минут полёта . Топливо выработалось , и ЦТ сместился назад - самолёт с задней центровкой для начинающего пилота часто кажется просто неуправляемым . Пилоты "Фан-Флаев" и "3D-пилотажек" в некоторых случаях сознательно устанавливают заднюю центровку , без которой выполнение некоторых фигур затруднительно ...
"Шаг винта" - расстояние , которое проходит воздушный винт за один оборот , при этом число определяющее это расстояние - теоретическое , на деле - оно меньше , так-как в воздушной среде создаётся эффект проскальзывания .
"Шасси" - часть летательного аппарата , служащая как для его передвижения по земле , так и для совершения взлёта ( разбега ) и посадки . Одна из основных функций шасси - смягчение ударов , возникающих при посадке и пробеге . На ЛА используются различные виды шасси : колёса , лыжи , поплавки , полозья и даже гусеницы . В авиамоделизме нередко используется убирающиеся шасси - приемущественно на копиях и полукопиях - которые , приводятся в действие дополнительными сервоприводами .
"Шпангоут" - элемент поперечного набора конструкции летательного аппарата . Шпангоут обеспечивает неизменность формы поперечного сечения и поперечную жёсткость фюзеляжа . Шпангоуты нумеруются от носовой части аппарата . На многих одномоторных самолётах моторама двигателя крепится к "шпангоуту № 1" .
"Штопор" - движение летательного аппарат по вертикальной нисходящей спирали малого радиуса . Вот некоторые виды штопора - обычный , плоский , а так-же перевёрнутый ( "вверх ногами" ), который в свою очередь делится тоже - на обычный и плоский . С одной стороны штопор может быть фигурой пилотажа , при котором пилот сознательно заставляет самолёт "штопорить" , а с другой - может быть неприятной неожиданностью - являясь как правило следствием потери скорости . Такой штопор , мягко говоря , неприятен на небольшой высоте , так как разные самолёты по разному из него выходят . Одному достаточно полвитка для выхода , а другому требуется 2-3 витка , а возможно и больше . Поэтому освоение данной фигуры лучше начинать повыше . |