"Кабанчик" – приспособление , крепящееся на аэродинамических управляющих поверхностях - руле высоты, элеронах , и т.п., к которому присоединяются тяги идущие от сервоприводов (рулевых машинок) , управляющих этими поверхностями .
"Калильный двигатель" - один из типов поршневых двигателей внутреннего сгорания , применяемый для моделей самолётов , вертолётов , автомобилей и т.д.
От других "собратьев" двигатель отличается тем , что топливо-воздушная смесь воспламеняется в цилиндре посредством калильной свечи.
В моделизме распространенны как 2-х тактные , так и 4-х тактные двигатели .
Топливо для калильных двигателей состоит из смеси метанола и касторового масла . Так-же , вместо "касторки" нередко используется синтетическое масло , но только то , которое растворяется в спирте .
Для повышения мощности двигателя часто используется присадка - нитрометан .
"Капотирование самолёта" - опрокидывание самолёта на нос , или на спину через нос . Может возникнуть при резком торможении или наезде передних колёс самолёта на препятствие.
На фото : приземляется "Штаудахер" . Картинка немного размазанна , но видно , как шасси утопают в плотных зарослях одуванчиков . В данном случае всё обошлось - самолёт замер в позе "хвостом вверх" не получив повреждений .
К сожалению капотирование не всегда происходит так красиво и безобидно ...
На следующем фото : заснят момент капотирования "Ме-109" . Ещё секунда и самолёт опрокинется на спину .
Чаще всего при такой "фигуре" страдают : воздушный винт , киль и фонарь кабины пилотов . Хотя ... бывает и без последствий . Видимых...
Однако , недооценивать данный , казалось-бы - безобидный кульбит не следует . Под целой , непорванной плёнкой могут скрываться трещины или нарушеные клеевые соединения .
И наконец - заснят момент грубой посадки "Zero" . Самолёт в итоге скапотировал , но на спину не перевернулся . Итог - хорошо просматривается на фото - минус воздушный винт ...
"Киль" - неподвижная часть вертикального хвостового оперения самолёта . Киль обеспечивает самолёту путевую устойчивость , препятствуя его непроизвольным отклонениям от курса .
"Кок винта" - деталь обтекаемой конической или полусферической формы , прикрывающая узел крепления воздушного винта на валу двигателя для уменьшения лобового сопротивления .
В авиамоделизме кок часто используют для запуска двигателя с помощью эл.стартера .
"Колдун" ("Конус") - несложное , но достаточно информативное приспособление для определения направления и характера ветра , имеющееся практически на каждом аэродроме или лётном поле .
К тому-же , опытные авиаторы по положению "колдуна" определяют силу ветра .
На представленном фото "колдун" в немного потрёпанном виде .
"Компрессионный двигатель" - разновидность двигателей внутреннего сгорания , используемых в авиамоделизме ( и не только ) . Основное отличие от мотора калильного - принцип воспламенения топлива . То-есть , воспламеняется оно от сжатия . От того и название - компрессионный .
Этому способствует топливо , состоящее в основном из трёх равных частей Эфира Медицинского , Керосина и Масла Касторового . Некоторые производители в инструкциях вносили свои рекомендации , которые сути не меняли , но начинающих пацанов-авиаторов заставляли понервничать , например - наставление по эксплуатации МК-12В рекомендует такое соотношение :
Эфир - 33%
Керосин - 33%
Масло касторовое - 17%
Масло минеральное - 17%.
Во времена СССР это были самые распостранённые двигатели и в авиамодельных кружках , и среди "продвинутых" авиаторов , которые до сих пор с теплотой вспоминают легендарные "МК-12В" , "МК-17" , "КМД-2.5" ("Комод") и т.д.
В настоящее время компрессионные моторы - что скрывать - ушли на второй план . Они не стали менее популярными - тысячи пилотов-кордовиков поднимают в небо свои "бойцовки" , "гонки" и копии с этими моторами . Эксплуатируются и радиомодели . Ведь при грамотном обращении и обслуживании эти двигатели надёжны и неприхотливы . Просто , купить такой мотор в магазине сейчас уже не так просто . Основным поставщиком этих двигателей в данный момент является народ . А точнее - "заначки из детства" . В общем , "купле-продажа" через объявления ...
"Консоль" - часть крыла от борта фюзеляжа до законцовки , либо от центроплана до законцовки .
То-есть , на большинстве самолётах крыло состоит из трёх частей - левой и правой консолей , и центроплана , который их соединяет .
"Краш" - от английского "Crash" (глагол - разбиваться и т.д., существ. - авария , катастрофа и т.п.)
Данное выражение успело не только стать международным , но и "освоиться" в авиамоделизме .
Для наглядности - перейдя по ссылке на фото , вы можете увидеть последствия классического "краша" ...
На фото справа - размазанно запечатлён момент краша "Zero".
В обоих случаях самолёты требовали серьёзного ремонта - один больше , другой меньше - но из состава лётнопригодной техники они вышли надолго ...
"ЛА" - летательный аппарат .
"Лесник" — фигура пилотажа , случайно разработанная пилотами клуба "Столбищево" . Для выполнения необходим лес , граничащий с полем .
Заход над полем вдоль леса со снижением на минимальную высоту - приветствуется 2-3 метра . Далее из прохода вдоль леса , самолёт увеличивая скорость отворачивает в сторону поля и совершает полёт по кругу с максимальным радиусом и сохранением малой высоты . Чем больше радиус , больше скорость и чётче выдерживается высота , тем зрелищней ( и сложнее ) фигура .
Выход из полёта по кругу в момент , когда самолёт оказывается перпендикулярно лесу . Затем не менее захватывающая часть - на малой высоте и на большой скорости самолёт "упирается" в лес , здесь в цене выдержка и глазомер - перед лесом полупетля и полубочка . Соответственно - чем ближе к деревьям совершается полупетля , тем интереснее .
При всей простоте , "Лесник" бодрит пилотов и очень популярен у зрителей .