Главная > Блоги пилотов > Начинающим пилотам > "Затраты в авиамоделизме" ч.2"Затраты в авиамоделизме" ч.2
...Или экономика RC-авиации . "Электролёты".
Продолжение первой части. Для полноты картины рекомендуется прочитать обе статьи , независимо от ваших предпочтений .
Немного прояснив суть дела в авиации , летающей благодаря ДВСам , продолжим статью - целью которой является знакомство с нужными (и не очень нужными) затратами в авиации электрической . Невероятно , но - факт . Мы уже не удивляемся 3D-телевизорам , спутниковым навигаторам и даже - коллайдерам , но при этом 2-х метровый "акробат" , вытворяющий в небе 3D-пилотаж так-же легко и непринуждённо , как самолёт "заряженый" ДВСом , вызывает - если не удивление - то уж точно чувство какого-нибудь подвоха ... Сейчас электрическая тяга и всё , что с ней связано совершенствуется так-же быстро , как мобильные телефоны и компьютеры . И думаем , не ошибёмся если скажем , что "Союз эл.мотора , аккумулятора и электроники" только-только появился на свет и впереди у него огромный потенциал и запас приятных сюрпризов для потребителей . "Электрички" способны "утолить жажду" опытных , продвинутых пилотов и в то-же время - доброжелательны к начинающим . Разброс цен здесь , так-же как и в ДВСах велик и верней планки не имеет . Зато нижняя более демократична . Но , демократия-демократией , а покупать электрический RC-самолёт следует без спешки , и совсем не потому , что "понравился" . За исключением случая , когда вы решили его приобрести в одной корзине с петардами и фейрверком , чтобы удивить и порадовать друзей . Короткий полёт с финалом "в хлам" будет отличным дополнением к салюту ...
Внимание ! Покупая радиоуправляемый самолёт , не относитесь к нему , как к игрушке ! При определённом "умении" и стечении обстоятельств , эта техника способна не только повредить любимую машину вашего соседа , но и стать причиной посещения травмотологии ... Напомним , цель данной статьи - довести до начинающего авиатора средние "цифры" и уберечь от ненужных покупок , если он планирует после освоения "тренера " летать и совершенствовать своё мастерство . Затраты , описываемые ниже ориентируются на тренеровочные и пилотажные самолёты очень популярного размера - вес до килограмма , размах до 1.2 метра . Популярным данный класс делают габариты самолёта - не вызывающие особых проблем при хранении и транспортировке , а также - цена , благодаря производителям из Китая , и в некоторых случаях - отечественных .
Шаг первый : С чего начать ... Специализированные магазины и "интернет-прилавки" сейчас предлагают большой ассортимент тренеровочной техники . В этом ряду есть такие машины , как "Piper" и "Citabria" . Они являются почётными членами нашего клуба , отличаются относительной простотой управления и достойной крашеустойчивостью . Только данные самолёты продаются в комплекте с трёхканальной аппаратурой . А это значит : освоив управление этими (или подобными) машинами , вам - для перехода на более "взрослую" технику - придётся потратиться на четырёхканальную аппаратуру . Зачем ? Сравним один из вариантов 3-канального управления с классической (общепринятой) схемой ...
Один из трёхканальнах передатчиков. Классическая схема ( 4 канала ) .
-Левая ручка - "Газ". -Левая ручка - "Газ"- по той-же схеме ; До упора "на себя" мотор выключен . - "Влево-вправо" - руль направления . По мере смещения вперёд двигатель набирает обороты .
-Правая ручка . -Правая ручка - "Руль высоты" - по той-же "На себя-от себя"- руль высоты . схеме ( "На себя-от себя" ) ; "Влево-вправо" - руль направления . -"Влево-вправо" - управление креном (элероны) . То-есть все развороты в горизонтальной При поворотах-разворотах вы "орудуете" элеронами плоскости вы совершаете рулём направ- и рулём высоты . В некоторых случаях и рулём ления - влево или вправо . направления . Возможности самолёта с таким управлением Данное управление самое распространённое и ограничены . аналогично управлению настоящим самолётом . Правая ручка выполняет те-же функции , что и рукоятка управления в кабине "старшего брата".
Что касается трёхканальной аппаратуры , то можно "попасть" так - купив три набора самолётов от разных производителей , укомплектованных передатчиками , мы обнаружим что они все в принципе разные - как машины с левым и правым рулём , да в добавок - с разным расположением педалей , рычагов и кнопок . И не факт , что научившись лихо управлять одной машиной , вы так-же уверенно поведёте другую . Чтобы не было этой путаницы , чтобы вы могли тренероваться на симуляторе и учиться по видеоурокам фигурам пилотажа , да и просто - спокойно летать , существует единая , классическая схема управления . Классическое управление отличается в основном количеством каналов ( четыре и выше ) и как следствие -возможностью аппаратуры . А так-же , одинаковым расположением (извините) "рулей , педалей и рычагов" Многие производители предлагают пульты , которые благодаря нехитрым перенастройкам становятся удобными как "правшам" , так и "левшам" . Если это важно для вас - уточните у продавца об этом моменте при покупке передатчика . Исходя из этого , скажем следующее - мы с благодарностью вспоминаем вышеупомянутых "тренеров" , но чтобы по настоящему продвигаться в освоении лётного дела , некоторым нашим пилотам пришлось покупать новые самолёты и новую аппаратуру .
Для сравнения покажем следующие передатчики : Вариант на фото 1 ( три канала ) поставлялся в комплекте с самолётом , и схема управления здесь совершенно отличается от вышеописаных .
"Газ" - включается отдельной кнопкой в передней части пульта , и имеет два положения - либо "Вкл" , либо "Выкл" . "Руль высоты" - левая ручка ; "Руль направления" - правая ручка . Уверенно летая на аппарате с таким управлением , вы будете совершенно бессильны взяв в руки "трёхканальник" другой схемы и тем-более "классический" , четырёхканальный вариант .
Вариант на фото 2 , так-же был в комплекте с самолётом , но имеет "взрослые" четыре канала - после освоении этого передатчика переучиваться не придётся . Мало того - он до сих пор не остаётся без дела , аэроплан из комплекта ("Wing Dragon") давно ушёл в "мир погибших самолётов" , а передатчик поднимает в небо другие аппараты .
Конечно , частота 40MHz иногда подвергается атаке помех , но мы уже выучили эти места и стараемся там не летать . К тому-же , мы понимаем , что поднимать в небо бальзовые машины с этим пультом по меньшей мере легкомысленно , и эксплуатируем его только с небольшими пенопластовыми самолётами .
Аппаратура на фото 3 ( покупалась отдельно ) имеет классическую схему , к тому-же помимо четырёх основных каналов ( две рукоятки по два канала ) , здесь присутствуют дополнительные каналы ( тумблеры ) , позволяющие включать в работу механизм убирающегося шасси , закрылки , флаппероны . К тому-же , она имеет память на несколько самолётов . Это та функция , о которой многие начинающие пилоты нередко говорят : " Зачем она мне , я вряд-ли поеду на полёты с двумя-тремя самолётами "... Но , как показала практика , со временем эта функция становится одной из самых используемых . По сути данный передатчик - это небольшой "бортовой" компьютер , напичканый "бонусами" , которые вряд-ли вам пригодятся на стадии обучения , но позже - осваивая технику посерьёзней - вы всё больше будете использовать его возможности . Конкретно данный экземпляр был куплен весной 2011 года за 3.5 тыс.р. Большая коробка была наполовину пуста - в ней находился передатчик и бортовой приёмник . Сервоприводы , аккумуляторы , зарядку пришлось докупать отдельно .
Что получается : Те-же "Piper" и "Citabria" , которые продаются с пометкой "Готов к полёту" и укомплектованны трёхканальным передатчиком , обойдутся вам - от пяти тысяч рублей . Пилот , освоивший подобную технику и решивший двигаться вперёд , как правило убирает этот комплект на полку , или дарит кому-нибудь . С подарком всё понятно - многим нравится и получать подарки , и дарить . Но заплатить пять тысяч за простой на полочке , это ... в общем вам решать .
Поэтому , стоит обратить внимание на наборы , которые предлагают многие магазины и по нашему мнению очень удобны для начинающих авиаторов . Они включают :
- Почти готовый самолёт из ударопрочного пенопласта с размахом 100-120 см . Почему "почти" - вам остаётся только склеить две "половинки" крыла ( консоли ) между собой , и приклеить к фюзеляжу стабилизатор и киль . Всё остальное уже собрано и закрепленно на своих местах ; - Четырёхканальный передатчик 2.4 GHz . Сейчас наблюдается неплохая тенденция - многие производители комплектуют свои наборы именно этой аппаратурой ; - Бортовой Li-Po аккумулятор и зарядное устройство от сети 220V ; - Симулятор ( диск с кабелем ) . Данный набор стоит в среднем 7-9 тыс.р. Как пример : весной 2011 года одним из коллег по работе был куплен набор со всем вышеперечисленным . К тому-же , самолет ( размах около 120 см.) был укомплектован бесколлекторным двигателем с очень неплохими характеристиками . Цена - 7 тысяч . Получается следующее - "переплатив" 2-3 тысячи , вы покупаете самолёт , управляемый по "взрослой" схеме . И научившись летать на нём , вам не надо радикально переучиваться , чтобы освоить новый - более сложный тип самолёта . А так-же , что немаловажно - у вас уже есть передатчик с бортовым оборудованием , которое вы можете использовать на новом аппарате , например - тренеровочном пилотажнике . Исходя из нашего опыта - рулевые машинки , регуляторы скорости и тем-более бесколлекторые моторы с Li-Po-аккумуляторами без дела не остаются ...
Что-ж , с самолётом и управлением более-менее ясно ... "Покумекав" , взвезив все "за"и "против" вы определились с выбором и - к примеру - купили набор из предыдущего абзаца . Добросовестно сдав самому себе экзамен на симуляторе , вы выдвигаетесь на полёты . Взлёт , 10 минут полёта , посадка - аккумулятор разряжен . Всё ... Возвращаемся домой . Возможно , данное обстоятельство вас не будет напрягать , если аэродром находится на заднем дворе вашего ранчо - включили "зарядник" в розетку и через 30-40 минут опять готовы к полёту . Но если вы какое-то время добирались до площадки , неважно - пешком или на транспорте , то данное ограничение будет вас не очень радовать . Какой выход ...
"План А". Купить дополнительные батареи и заряжать их перед выездом на полёты . Далее арифметика ... Одна батарея в среднем "держится" около 10-ти минут и ... стоит 400-1500 рублей . Цена зависит от производителя , продавца и вашего упорства в процессе поиска . Значит , чтобы иметь возможность провести в небе один час не возвращаясь домой , вы должны потратить 3-9 тыс.р.
"План Б". Приобрести универсальное зарядное устройство и ещё пару аккумуляторов . Сразу уточним - эта "зарядка" питается от 12 вольт ( автомобильный аккумулятор ) и может заряжать-разряжать все распостранённые типы батарей . Далее попробуем объяснить действия на примере нашего "электролётчика" Виктора ... ...Зарядив накануне три батареи , он выезжает на полёты . Отлетав 10 минут , он ставит разрядившуюся батарею №1 на зарядку , подключившись к автомобилю . Далее следует неспешная подготовка к полёту ( пять минут ) и второй полёт ( десять минут ) . После посадки "перекур" , кофе , разбор полёта ... И вот уже слышен сигнал - аккумулятор №1 заряжен . На его место встаёт батарея №2 . После этого , установив на борт еще "не лётаный №3" , Витя поднимается в небо . В среднем , на зарядку одной батареи уходит 25-35 минут , и с тремя аккумуляторами с перерывами на отдых , общение и мелкий ремонт , Вите скучать не приходится ... Цена этого устройства в среднем 1.5-4 тыс.р. Есть дороже , но и есть дешевле - всё так-же , как и с аккумуляторами . Сейчас в продаже немало приспособлений , делающих обслуживание электросамолёта более удобным , но мы перечислили самые необходимые . Итак - первое "Итого"...
Покупка комплекта "Самолёт-аппаратура" - в среднем 8 тыс.р. - два запасных аккумулятора - 1.5 тыс.р. - зарядное устройство - 2 тыс.р. - винт воздушный от 50 р. за штуку ... Средняя сумма : около 12 тысяч . Конечно дешевле , чем "история" с ДВСом , но "народной" её назвать достаточно трудно ...
Для начала , как выход можно предложить вариант с нашим авиатором Серёгой . - Аппаратура . Куплена через интернет-магазин . На фото "3" изображена именно она . Правда , после покупки выяснился один недостаток , о котором продавец промолчал - для подключения симулятора ( выход имеется ) , необходимо произвести перепайку "дорожек" в блоке . На форумах можно найти разные фотоотчёты о доработке "Turnigy 9" , но мы паять не стали - наличие специального пульта для симулятора освободило нас от этой работы . Если учесть возможности передатчика в купе с частотой 2.4 GHz , то цена аппаратуры достаточно заманчива . Правда , очень скоро потерялся штифт колена антенны и внутри загремели открутившиеся гайки , но после небольшого ТО , как говорится - "звуки пропали" .
Вообщем , за 3.5. тыс.р. Серёга получил передатчик и бортовой приёмник . - Четыре рулевых машинки по 150 р., получается - 600 . - Регулятор скорости - 500 р. - Две Li-Po-батареи - 800 р. - Бесколлекторный эл.двигатель - точно не вспомним - около 500 р. - Самолёт . Собран из потолочной плитки - 90 р. за упаковку . Крылья (консоли) куплены отдельно - 300 р. Кстати , упаковки плитки хватит с лихвой , чтобы сделать и самолёт , и крылья . Скотч цветной , клей , винты , колёса для шасси ... Получилось менее тысячи . Единственное , что он не попало в этот список - "зарядка" - но это уже плюс полётов в компании , всегда у кого-то можно зарядиться ... Второе "итого" - в среднем 7 тыс.р. Уже полегче ...
И наконец - небольшая "свежая" поправочка . Осенью 2014 года наш авиатор Юрий приобрёл "Tiger Wings" менее , чем за 6 т.р. В наборе - самолёт , который достаточно быстро приводится в состояние готовности , передатчик 2.4 GHz , зарядное устройство ( от 220V ) . Остаётся докупить только батарейки в передатчик. Нестоит торопиться с покупкой - "покапайтесь" в интернете , разброс цен достаточно велик . Именно на данную комплектацию ( без стабилизации полёта и т.д.) цена колебалась от 5 до 7.5 тысяч . Это не реклама , просто данная техника действительно относительно бюджетный вариант . К тому-же , в случае аварии самолёт достаточно ремонтопригодный . На фото ниже : самолёт уже после ремонта .
Так-же как и ДВС , "электрички" не имеют ограничителя верхней ценовой планки . И вечные споры "кто из них круче" , поддерживаются опытными пилотами только для подзадоривания брата-авиатора из другого класса . Совершенно неважно - какой мотор вы предпочитаете - Электро или ДВС , важно ответственно , с чувством подойти к выбору первого самолёта и аппаратуры . В авиации - в небе и на земле - торопиться не нужно . Грамотно выбранный "тренер" не только научит вас летать , но и съэкономит в будущем немало средств и времени . И неважно - "брэндовый" он , или беспородистый , а может самодельный - из пенопласта и деревянных линеек . Возможно именно он станет самым большим шагом на пути к вашей мечте ... |
Новости сайта :
• 22.12.2020 Добавлено фото • 14.04.2020 "ED-X".Импровизация из двух самолётов" • 23.08.2017 "Нитро-2". ДВС и Потолочка" • 03.11.2015 Добавление - QPCM-приёмник • 17.03.2015 "Электровелосипед от авиатора" • 08.10.2014 "OS MAX" из Китая". • 29.07.2014 "Опять про посадку"... • 09.06.14 Ремонт толкателя "ASP-FS61AR" • 18.12.13"Посадка.Расслабились-получите"... • 12.08.13 "ASP FS61AR"-Текущий отчёт" • 01.07.13 "OS MAX46AX". Замена поршневой." • 05.06.2013 "Эрзац-ремонт в ночи" • 07.05.2013 "Evolution-61NX". Знакомимся. • 03.04.13 Статья о "SlowPoke 40" • 31.12.12 "Чистим от масла. Или-борьба с ожирением" • 23.12.12 "Фан-Флай с плоским фюзеляжем. "Нитро". • 03.12.12 Добавл.ВИДЕО "Наши краши-3" • 24.10.12 Добавл. в "Систему стабилизации" • 01.10.12 "Система стабилизации полёта" • 17.08.12 "О топливном баке". • 02.08.12 "Серво HK15158А" Мнение • 15.06.12 "Повис на дереве"... • 16.05.12"OS MAX46AX"Прокладка головки ещё послужит?" • 10.03.12 Видео к 5-летию Клуба. • 09.02.12 "ДВС.Установка моторамы.
|