Главная > Блоги пилотов > Начинающим пилотам > "Затраты в авиамоделизме"..."Затраты в авиамоделизме"...
... или "Экономика RC-авиации" . ч.1 "ДВС"
Обычный вопрос - "Сколько стоит RC-самолёт и его обслуживание" не раз нас загонял в тупик . Прокрутив в голове цифры , числа и озвучив их , мы иногда слышали - "Всего-то !" Но чаще , к сожалению - "Ого !..."
Попробуем подробнее "расписать" два этих определения . Пилотов с опытом , просим сильно нас не критиковать за возможную неточность в ценах , ибо не упевая отслеживать - сколько стоит хлеб и картошка , газ и бензин , трудно говорить о ценах "деталей самолёта" . Вариант - "Купил аппаратуру с рук за тысячу , мотор папин , самолёт сделал сам и летаю" - достоен уважения , но для объективности мы его рассматривать не будем . Хотя жаль , возможно это было-бы интереснее , нежели просто ценники ...
Начнём с того , что будущие пилоты делятся на три основных категории : - Хочу летать только на самолёте с ДВС ; - Хочу летать только на самолёте с элекродвигателем ; - Летать хочу , на чём - пока не знаю . К какой-бы категории вы себя не относили , не зарекайтесь , ибо немного овладев делом авиаторским , вы возможно окажетесь в четвёртой группе - тех , кто выезжает на полёты с ДВСом и "Электричкой" ...
Начнём с ДВСа . Самолёты с таким сердцем имеют размах крыла от "менее метра" до трёх метров и больше . Соответственно объём двигателя - от 0.8 см.куб. до 50, 150 или 200 см.куб. Тут мы обязанны произнести фразу , которая касается размера аппаратов и цен , и актуальна до последней точки в этой статье - "Верхняя планка может и существует , но скорее - нет" ... Всё упирается в размер вашей "однушки" и счёт в швейцарском банке .
Поэтому возьмём за базу самую популярную нишу в классе самолёта-тренера с ДВС . - Размах крыла 120 -140 см. - Объём двигателя 4 - 7.5 см.куб.( 0.25 - 0.46 куб.дюйма ). - Взлётный вес 1.5 - 2.5 кг.
Итак , на что предстоит потратиться ...
- Самолёт . От 3,5 т.р. до 8-ти тысяч . Оказавшись перед прилавком , вы вправе сами решать что купить , как говорится - "хозяин - барин" , только не обязательно стремиться к брэнду - жизнь первых самолётов яркая , но к сожалению - часто короткая . К тому-же , класс "тренер" отработан уже "даже ленивым" производителем , и практически все самолёты достойно исполняют свои обязанности несмотря на штрих-код на коробке . В нашей практике были самые разные тренеровочные самолёты из Китая и Вьетнама , аппараты от "Kyosho" и отечественные - все , без исключения летали прекрасно и до сих пор вспоминаются только тёплыми словами . На фото справа бальзовый тренер , рассчитанный на установку 25-го мотора ( 4см.куб.) . Прекрасный аппарат . Но всё-таки , если-бы пришлось начать сначала , мы выбрали-бы гофропластиковые "Aircore-40" или "COLT-40" . Материал и особенности конструкции позволяют больше заниматься полётами , нежели ремонтом . Эти самолёты хоть и не вечные , но при определённом уходе могут поднять в небо не одного начинающего пилота . Стоят они около четырёх тысяч рублей . Средняя цена , хоть и не "вяжется" с математикой , но пусть будет - 5 т.р.
- Двигатель . От 2,5 до 6,5 тысяч . Тут возможно кто-то не согласится , но мы выскажем своё мнение ... Самая заманчивая по цене - продукция из Китая . Купив её , вы становитесь участником лотереи - в одном случае ( из отзывов в форумах ) двигатель будет работать , особо не доставляя вам головной боли , а в другом ( гордиться нечем - из нашего опыта , и из тех-же форумов ) - он может стать причиной серьёзного психического расстройства . При желании можете прочитать о нашем эксперименте с двухтактным , и четырёхтактным" двигателями .
Немного дороже отечественный "МДС" . Армия авиаторов , эксплуатирующих этот двигатель по стране довольно не малая . В том числе и спортсмены . Одни используют его в "чистом виде" , другие с доработками . "Служивший" какое-то время в нашем клубе "малыш" "МДС-28" ( 4,54 см.куб.) исправно запускался , жужжал на русском топливе , и пережив немало "морковок" поднимал самолёты в небо . Единственное , чего мы не смогли от него добиться - приёмистость , но в то время , провал при резком наборе газа нас сильно не напрягал . Мы просто летали , падали , ремонтировались , летали ... Расстраивают и удивляют цены на запчасти . Поршневая пара для Тверского мотора (в частности - того-же "MDS-28") обойдётся в 1500 рублей . В это-же время для "OS MAX 46LA" - 1200-1300 р.
Кстати , именно японский "OS MAX" является одним из самых популярных моторов . В большинстве случаях он требует минимум внимания к своей персоне и работает , работает ... Иногда приходилось слышать : "Вот раньше "OS" был ого-го ... А сейчас ... испортился , не тот "... Хрень какая-то ... Прекрасные моторы . Скажем больше , если-бы за крайние полтора года они не подорожали с 4,5 до 6 тысяч рублей ( 46-ой "АХ" ) , то производителям других двигателей пришлось-бы туго . Ведь профессионалами и спортсменами становятся не все , но все были как минимум "начинающими" и "любителями" - а это и есть самая массовая армия потребителей .
Обозначим среднюю , "интернациональную" цену в 4,5 т.р.
- Аппаратура . В идеале , возьмём комплект . То-есть , открыв коробку вы обнаруживаете в ней : - Передатчик ( Пульт ) с аккумулятором ; - Приёмник ; - Рулевые машинки (сервоприводы) , минимум четыре ; - Бортовой аккумулятор ; - Зарядное устройство , позволяющее заряжать обе батареи ( пульта и бортовую ) ; - Инструкция на русском языке . Данный набор обойдётся вам в 6-10 т.р. Покупая более дешёвые варианты , вы рискуете обнаружить там только пульт и в лучшем случае - приёмник . Остальные ячейки в упаковке будут вызывающе пустовать . Докупив недостающее оборудование , вы в итоге потратите те-же 6 тысяч ... Сейчас многие передатчики идут в комплекте с диском (симулятором) и кабелем , для подключения передатчика к компьютеру . Приобретя такую аппаратуру , вы имеете возможность сэкономить в будущем не одну тысячу рублей . И еще ... Летая с FM-аппаратурой , мы потихоньку перешли на 2.4 Ghz . Причина - постоянные сбои в связи . Источником этих помех , по разным данным , могут быть - линии ЛЭП (в том числе и железнодорожные) , вышки сотовой связи , работающая поблизости спецтехника и т.д. Аппаратура 2.4 Ghz более устойчива к этому мусору , к тому-же у неё есть ещё один "плюс" ... К примеру , вы приехали на поляну , где собирается много пилотов . На каждом рабочем месте вы увидите табличку с номером частоты . Для чего ? Если у кого-то одинаковые FM-частоты , эти пилоты делят между собой лётное время . Потому-что , если один в небе - другому (находящемуся в зоне действия аппаратуры ) даже кратковременно нельзя включать свой передатчик , иначе разборок не избежать . Проще говоря , самолёт , находящийся в небе - "не зная - кого слушать" - выйдет из под контроля . Горько , но мы это испытали . С аппаратурой 2.4 Ghz мы не "заморачиваемся этой темой" , поднимая в небо одновременно три - пять самолётов . Инструкция допускает и большее количество , но мы пока не проверяли .
Далее опишем скраб , который авиатор -"ДВСник" берёт с собой на полёты в полётном ящике ... - Стартер . Не обязательно , но штука полезная . Небольшое "лирическое" отступление ...
Вспоминается сразу популярная и гордая фраза : "Движок надо нормально регулировать , тогда будет с "полпинка" от руки заводится"!... Поскольку данная статья искренне адресуется авиаторам начинающим , возможно незнающим многих тонкостей , позволим не согласится с этим великим механиком . Ибо ... чтобы им стать , надо отбить не один палец и сломать не одну палочку - начинать свой лётный день именно с такой "разминки" приходилось если не всем , то очень многим пилотам . И не всегда из-за своих убеждений и принципов , просто - вопрос в финансах . Если ваш аппонент сможет вам объяснить , как двухтактный мотор реагирует на смену погоды , какие нужны регулировки , к примеру при понижении-повышении температуры , влажности . И чтобы без разговоров - подошёл , подкрутил , "полпинка" и мотор работает - хвала ему и почёт . Впитывайте всё , что он скажет .Но , если начнёт безуспешно "дубасить" по винту , матеря свечи , топливо и производителя , вежливо попросите его не мешать и между делом , пошлите ему "ответочку" : "Заводятся" быки в стоило , двигатель - запускается .
Вывод прост : Стартер позволяет быстро запустить даже в меру расстроенный двигатель , и после этого провести окончательные регулировки . Если финансы позволяют приобрести стартер сразу - купите , жалеть не будете . Ну а коль нет ... Проверено на себе - появление этого агрегата "с опозданием" , будет для вас даже более радостным событием . Ведь у вас теперь есть , пусть и небольшой , но опыт - это раз . Ну а два - возможность сравнивать - что удобнее : ручной запуск , или со стартером ... Цена - 1.5-2 т.р. Идём далее ...
- Устройство для накаливания свечи с встроенным аккумулятором - средняя цена - 900 р. - То-же устройство , но без аккумулятора , для использования со стартовой панелью - 300 р. - Стартовая панель - 900 р. Решить для себя - нужна она , или нет - можете прочитав статью о полётном ящике; - Топливо . 1000-1500 р. за галлон ( 3.78 литра ) . При полётах по выходным , его хватит на 3-4 недели . Из нашего опыта : Если пытаться учиться летать самостоятельно , без симуляторов и наставников - канистры может хватить на всё лето ... - Воздушный винт . Этот расходник от 150 до 300 рублей , и на полёты (особенно первые) лучше выезжать имея парочку пропеллеров в запасе ; - Свеча калильная ( случается - выходит из строя ) - в среднем 300 р. Но даже , если вы всё лето отлетали на одной свече ("Средняя" - "Medium") , по осени желательно установить "Горячую"-"Hot" .
Мы еще не упомянули некоторые мелочи , типа : - провода - удлинители сервоприводов ; - бортовой выключатель ; - индикатор заряда бортового аккумулятора ... - и наконец , заправочная помпа (ручная или электро)...
Итого : образовалась средняя сумма в размере "всего-то" 20000 рублей . Для любого человека , если он не владелец "заводов , дворцов , пароходов" - это немалые деньги . И что-же теперь ... не летать ? Предложить "чудо-выход" из этой ситуации , как в наших сказках , мы к сожалению не можем , по крайней мере - законный . Но только вспомним , что авиация у нас всегда держалась на энтузиастах . И идти к своей мечте порой приходится не год , и не два . И все-равно , элементарно "окунувшись" в интернет , мы убеждаемся - насколько велика армия российских RC-авиаторов . От мальчишек до седых мужиков , это радует ... Небом надо болеть - оно не терпит понтов , и гонщики за модой здесь надолго не задерживаются ...
P.S. Как вариант - можно попробовать так ... Купить недорогой мотор - можно найти до трёх тысяч . Самолёт построить самостоятельно и по максимуму из подручных средств . Даже если немного "шикануть" и приобрести плёнку для обтяжки и немного бальзы , в полторы тысячи вписаться можно . Безусловно , люди втянувшиеся в такую авантюру должны быть находчивые и иметь руки не из области "таза". По истечении времени , данный творческий момент будет вспоминаться с трепетом и взахлёб . Аппаратура . Периодически в объявлениях ( газеты и интернет - разделы "Спорт, Хобби , Товары для отдыха") попадаются пусть и не идеальные , но вполне рабочие экземпляры . Как пример - в августе 2011 года нам встретился б/у передатчик "Turnigy" 2.4Ghz с тремя машинками и ... с двумя приёмниками . За 3,5 тысячи . Докупив устройство для накаливания свечи (аккумуляторное) , бортовой аккумулятор и соорудив бутылочку для заправки бака , можно считать себя укомплектованным - менее , чем за 10 тысяч - а это уже легче . Не падайте духом !
О состоянии дел финансовых в авиации , летающей на тяге электрической , можете прочитать во второй части статьи. |
Новости сайта :
• 22.12.2020 Добавлено фото • 14.04.2020 "ED-X".Импровизация из двух самолётов" • 23.08.2017 "Нитро-2". ДВС и Потолочка" • 03.11.2015 Добавление - QPCM-приёмник • 17.03.2015 "Электровелосипед от авиатора" • 08.10.2014 "OS MAX" из Китая". • 29.07.2014 "Опять про посадку"... • 09.06.14 Ремонт толкателя "ASP-FS61AR" • 18.12.13"Посадка.Расслабились-получите"... • 12.08.13 "ASP FS61AR"-Текущий отчёт" • 01.07.13 "OS MAX46AX". Замена поршневой." • 05.06.2013 "Эрзац-ремонт в ночи" • 07.05.2013 "Evolution-61NX". Знакомимся. • 03.04.13 Статья о "SlowPoke 40" • 31.12.12 "Чистим от масла. Или-борьба с ожирением" • 23.12.12 "Фан-Флай с плоским фюзеляжем. "Нитро". • 03.12.12 Добавл.ВИДЕО "Наши краши-3" • 24.10.12 Добавл. в "Систему стабилизации" • 01.10.12 "Система стабилизации полёта" • 17.08.12 "О топливном баке". • 02.08.12 "Серво HK15158А" Мнение • 15.06.12 "Повис на дереве"... • 16.05.12"OS MAX46AX"Прокладка головки ещё послужит?" • 10.03.12 Видео к 5-летию Клуба. • 09.02.12 "ДВС.Установка моторамы.
|