Главная
|
Наше мнение
|
Блоги пилотов
|
Справочник Авиатора
|
Фотоальбом 2005-2009
|
Фотоальбомы
|
Видео
|
Карта Аэродрома
|
Архив новостей
Главная > Блоги пилотов > Начинающим пилотам > "Затраты в авиамоделизме"...

"Затраты в авиамоделизме"...

... или "Экономика RC-авиации" . ч.1 "ДВС"


Обычный вопрос - "Сколько стоит RC-самолёт и его обслуживание" не раз нас загонял в тупик . Прокрутив в голове цифры , числа и озвучив их , мы иногда слышали - "Всего-то !"
Но чаще , к сожалению - "Ого !..."

Попробуем подробнее "расписать" два этих определения . Пилотов с опытом , просим сильно нас  не критиковать за возможную неточность в  ценах , ибо не упевая отслеживать - сколько стоит хлеб и картошка , газ и бензин , трудно говорить о ценах "деталей самолёта" .
Вариант - "Купил аппаратуру с рук за тысячу , мотор папин , самолёт сделал сам и летаю" - достоен уважения , но для объективности мы его рассматривать не будем . Хотя жаль , возможно это было-бы интереснее , нежели просто  ценники ...

   Начнём с  того , что будущие пилоты делятся на три основных категории :
          -  Хочу летать только на самолёте с ДВС ;
          -  Хочу летать только на самолёте с элекродвигателем ;
          - Летать хочу , на чём - пока не знаю .
К какой-бы категории вы себя не относили , не зарекайтесь , ибо немного овладев делом авиаторским , вы возможно окажетесь в четвёртой группе - тех , кто выезжает на полёты с ДВСом и "Электричкой" ...


Начнём с ДВСа . Самолёты с таким сердцем имеют размах крыла от "менее метра" до трёх метров и больше .  Соответственно  объём двигателя - от 0.8 см.куб. до 50, 150 или 200 см.куб. Тут мы обязанны произнести фразу , которая касается  размера аппаратов и цен , и актуальна до последней точки в этой статье -  "Верхняя планка может и существует , но скорее - нет" ...
Всё упирается в размер вашей "однушки" и счёт в швейцарском банке .  

Поэтому возьмём за базу самую популярную нишу в классе самолёта-тренера с ДВС . 
          - Размах крыла 120 -140 см.
          - Объём двигателя  4 - 7.5 см.куб.( 0.25 - 0.46 куб.дюйма ).
          - Взлётный вес 1.5 - 2.5 кг.

Итак , на что предстоит потратиться ...

           - Самолёт .  От 3,5 т.р. до 8-ти тысяч . Оказавшись перед прилавком , вы вправе сами решать  что купить , как говорится - "хозяин - барин" , только не обязательно стремиться к брэнду - жизнь первых самолётов яркая , но к сожалению - часто короткая . К тому-же , класс "тренер" отработан уже "даже ленивым" производителем , и практически все самолёты достойно исполняют свои обязанности несмотря на штрих-код на коробке . В нашей практике были самые разные тренеровочные самолёты из Китая и Вьетнама , аппараты от "Kyosho" и отечественные - все , без исключения летали прекрасно и до сих пор вспоминаются только тёплыми словами .
     На фото справа бальзовый тренер , рассчитанный на установку 25-го мотора ( 4см.куб.) . Прекрасный аппарат . Но всё-таки , если-бы пришлось начать сначала , мы выбрали-бы гофропластиковые  "Aircore-40" или  "COLT-40" . Материал и особенности конструкции позволяют больше заниматься полётами , нежели ремонтом . Эти самолёты хоть и не вечные , но при определённом уходе могут поднять в небо не одного начинающего пилота . Стоят они около четырёх тысяч рублей .
     Средняя цена , хоть и не "вяжется" с математикой , но пусть будет - 5 т.р.

          - Двигатель .  От 2,5 до 6,5 тысяч . Тут возможно кто-то не согласится , но мы выскажем своё мнение ...
   Самая заманчивая по цене - продукция из Китая . Купив её , вы становитесь участником лотереи - в одном случае ( из отзывов в форумах ) двигатель будет работать , особо не доставляя вам головной боли , а в другом ( гордиться нечем - из нашего опыта , и из тех-же форумов ) - он может стать причиной серьёзного психического расстройства . При желании можете прочитать о нашем эксперименте с  двухтактным , и  четырёхтактнымдвигателями .

   Немного дороже отечественный "МДС" . Армия авиаторов , эксплуатирующих этот двигатель по стране довольно не малая . В том числе и спортсмены . Одни используют его в "чистом виде" , другие  с доработками .
"Служивший" какое-то время в  нашем клубе "малыш" "МДС-28" ( 4,54 см.куб.) исправно запускался , жужжал на русском топливе ,  и пережив немало "морковок" поднимал самолёты в небо .
Единственное , чего мы не смогли от него добиться - приёмистость , но в то время , провал при резком наборе  газа нас сильно не напрягал . Мы просто летали , падали , ремонтировались , летали  ...
Расстраивают и удивляют  цены на запчасти . Поршневая пара для Тверского мотора (в частности - того-же "MDS-28") обойдётся в 1500 рублей .  В это-же время для "OS MAX 46LA" - 1200-1300 р.

Кстати , именно японский "OS MAX" является одним из самых популярных моторов . В большинстве случаях он требует минимум внимания к своей персоне и работает , работает ...
Иногда приходилось слышать : "Вот раньше "OS" был ого-го ... А сейчас ... испортился , не тот "...
Хрень какая-то ... Прекрасные моторы . Скажем больше , если-бы за крайние полтора года они не подорожали  с 4,5 до 6 тысяч рублей ( 46-ой "АХ" ) , то производителям других двигателей пришлось-бы туго . Ведь профессионалами и спортсменами становятся не все , но все были как минимум "начинающими" и "любителями" - а это и есть самая массовая армия потребителей .

Обозначим среднюю , "интернациональную" цену в 4,5 т.р.

          - Аппаратура . В идеале , возьмём комплект . То-есть , открыв коробку вы обнаруживаете в ней :         - Передатчик ( Пульт ) с аккумулятором ;
                 - Приёмник  ;
                 - Рулевые машинки (сервоприводы) , минимум четыре ;
                 - Бортовой аккумулятор ;
                 - Зарядное устройство , позволяющее заряжать обе батареи ( пульта и бортовую ) ;
                 - Инструкция на русском языке .
Данный набор обойдётся вам в 6-10 т.р. Покупая более дешёвые варианты , вы рискуете обнаружить там только пульт и в лучшем случае - приёмник . Остальные ячейки в упаковке будут вызывающе пустовать .
Докупив недостающее оборудование , вы в итоге потратите те-же 6 тысяч ...
   Сейчас многие передатчики идут в комплекте с диском (симулятором) и кабелем , для подключения передатчика к компьютеру . Приобретя такую аппаратуру , вы имеете возможность сэкономить в будущем не одну тысячу рублей . 
 
И еще ...  Летая с FM-аппаратурой , мы потихоньку перешли на 2.4 Ghz .
Причина - постоянные сбои в связи . Источником этих помех , по разным данным , могут быть - линии ЛЭП (в том числе и железнодорожные) , вышки сотовой связи , работающая поблизости спецтехника и т.д.
Аппаратура 2.4 Ghz более устойчива к этому мусору , к тому-же у неё есть ещё один "плюс" ...
    К примеру , вы приехали на поляну , где собирается много пилотов . На каждом рабочем месте вы увидите табличку с номером частоты . Для чего ? Если у кого-то одинаковые FM-частоты , эти пилоты делят между собой лётное время . Потому-что , если один в небе - другому (находящемуся в зоне действия аппаратуры ) даже кратковременно нельзя включать свой передатчик , иначе разборок не избежать . Проще говоря , самолёт , находящийся в небе - "не зная - кого слушать" - выйдет из под контроля . Горько , но мы это испытали .
  С аппаратурой  2.4 Ghz  мы не "заморачиваемся этой темой"  , поднимая в небо одновременно три - пять самолётов . Инструкция допускает и большее количество , но мы пока не проверяли .

Далее опишем скраб , который авиатор -"ДВСник"  берёт с собой на полёты в полётном ящике ...
      
- Стартер . Не обязательно , но штука полезная . Небольшое "лирическое" отступление ...

 

 Вспоминается сразу популярная и гордая фраза : "Движок надо нормально регулировать , тогда будет с "полпинка" от руки заводится"!... 
Поскольку данная статья искренне адресуется авиаторам начинающим ,  возможно незнающим многих тонкостей , позволим не согласится с этим великим механиком . Ибо ... чтобы им стать , надо отбить не один палец и сломать не одну палочку - начинать свой лётный день именно с такой "разминки" приходилось  если не всем , то очень многим пилотам .  И не всегда из-за своих убеждений и принципов , просто - вопрос в финансах .
Если ваш аппонент сможет вам объяснить , как двухтактный мотор  реагирует на смену погоды , какие нужны регулировки , к примеру при понижении-повышении температуры , влажности .  И чтобы без разговоров - подошёл , подкрутил , "полпинка" и мотор работает - хвала ему и почёт . Впитывайте всё , что он скажет .Но , если начнёт безуспешно "дубасить" по винту , матеря свечи , топливо и производителя , вежливо попросите его не мешать  и  между делом , пошлите ему "ответочку" : "Заводятся" быки в стоило , двигатель - запускается .

      Вывод прост : Стартер позволяет быстро запустить даже в меру расстроенный двигатель , и после этого провести окончательные регулировки .
Если финансы позволяют приобрести стартер сразу - купите , жалеть не будете . Ну а коль нет ... Проверено на себе - появление этого агрегата "с опозданием" , будет для вас даже более радостным событием . Ведь у вас теперь есть , пусть и небольшой , но опыт - это раз . Ну а два - возможность сравнивать - что удобнее  : ручной запуск , или со стартером ...
                 Цена - 1.5-2 т.р.   Идём далее ...

                 - Устройство для накаливания свечи с встроенным аккумулятором - средняя цена - 900 р.
                 - То-же устройство , но без аккумулятора , для использования со стартовой панелью - 300 р.
                 - Стартовая панель - 900 р. Решить для себя - нужна она , или нет - можете прочитав статью о  полётном ящике;
                 - Топливо . 1000-1500 р. за галлон ( 3.78 литра ) . При полётах по выходным , его хватит на 3-4 недели .
Из нашего опыта : Если пытаться учиться летать самостоятельно , без симуляторов и наставников - канистры может хватить на всё лето ...
                 - Воздушный винт . Этот расходник от 150 до 300 рублей , и на полёты (особенно первые)  лучше выезжать  имея парочку пропеллеров в запасе ;
                 - Свеча калильная ( случается - выходит из строя ) - в среднем 300 р. Но даже , если вы всё лето отлетали на одной свече ("Средняя" - "Medium") , по осени желательно установить "Горячую"-"Hot" .

Мы еще не упомянули некоторые мелочи , типа :
                                                   - провода - удлинители сервоприводов ;
                                                   - бортовой выключатель ;
                                                   - индикатор заряда бортового аккумулятора ...
                                                   - и наконец , заправочная помпа (ручная или электро)...

Итого : образовалась средняя сумма в размере "всего-то" 20000 рублей . Для любого человека , если он не владелец "заводов , дворцов , пароходов" - это немалые деньги . И что-же теперь ... не летать ?
Предложить "чудо-выход" из этой ситуации , как в наших сказках , мы  к сожалению не можем , по крайней мере - законный . Но только вспомним , что авиация у нас всегда держалась на энтузиастах . И идти к своей мечте порой приходится не год , и не два .
И все-равно , элементарно "окунувшись" в интернет , мы убеждаемся - насколько велика армия российских RC-авиаторов . От мальчишек до седых мужиков , это радует ...
Небом надо болеть - оно не терпит понтов , и гонщики за модой здесь надолго не задерживаются ...

P.S.   Как вариант - можно попробовать так ... Купить недорогой мотор - можно найти до трёх тысяч .
Самолёт построить самостоятельно и по максимуму из подручных средств . Даже если  немного "шикануть" и приобрести плёнку для обтяжки и немного бальзы , в полторы тысячи вписаться можно .
         Безусловно , люди втянувшиеся в такую авантюру должны быть находчивые и иметь руки не из области "таза". По истечении времени , данный творческий момент будет вспоминаться с трепетом и взахлёб .
        Аппаратура . Периодически в объявлениях ( газеты и интернет - разделы "Спорт, Хобби , Товары для отдыха") попадаются пусть и не идеальные , но вполне рабочие экземпляры .
Как пример - в августе 2011 года нам встретился б/у передатчик "Turnigy" 2.4Ghz  с тремя машинками и ... с двумя приёмниками  . За 3,5 тысячи .
Докупив устройство для накаливания свечи (аккумуляторное) , бортовой аккумулятор и соорудив бутылочку для заправки бака , можно считать себя укомплектованным - менее , чем за 10 тысяч - а это уже легче .
Не падайте духом !

О состоянии дел финансовых в авиации , летающей на тяге электрической , можете прочитать во второй части статьи.

html clock часы для сайтов
Новости сайта : • 22.12.2020 Добавлено фото
• 14.04.2020 "ED-X".Импровизация из двух самолётов"
• 23.08.2017 "Нитро-2". ДВС и Потолочка"
• 03.11.2015 Добавление - QPCM-приёмник
• 17.03.2015 "Электровелосипед от авиатора"
• 08.10.2014 "OS MAX" из Китая".
• 29.07.2014 "Опять про посадку"...
• 09.06.14 Ремонт толкателя "ASP-FS61AR"
• 18.12.13"Посадка.Расслабились-получите"...
• 12.08.13 "ASP FS61AR"-Текущий отчёт"
• 01.07.13 "OS MAX46AX". Замена поршневой."
• 05.06.2013 "Эрзац-ремонт в ночи"
• 07.05.2013 "Evolution-61NX". Знакомимся.
• 03.04.13 Статья о "SlowPoke 40"
• 31.12.12 "Чистим от масла. Или-борьба с ожирением"
• 23.12.12 "Фан-Флай с плоским фюзеляжем. "Нитро".
• 03.12.12 Добавл.ВИДЕО "Наши краши-3"
• 24.10.12 Добавл. в "Систему стабилизации"
• 01.10.12 "Система стабилизации полёта"
• 17.08.12 "О топливном баке".
• 02.08.12 "Серво HK15158А" Мнение
• 15.06.12 "Повис на дереве"...
• 16.05.12"OS MAX46AX"Прокладка головки ещё послужит?"
• 10.03.12 Видео к 5-летию Клуба.
• 09.02.12 "ДВС.Установка моторамы.